Налоговики изменят схему налогообложения для белорусов
Конституционный суд РФ решил, что при расчете налога для белорусов, проживающих в России, необходимо исходить из межправительственного соглашения между двумя странами. В случае, если оно не соответствует российскому налоговому законодательству в вопросе определения налогового статуса, последнее должно уступить. Такое решение содержится в постановлении суда по делу о налоговых резидентах. Таким образом, белорусы, которые непрерывно работали в РФ в течение 183 дней, вне зависимости от истечения календарного года, получат льготную налоговую ставку в 13%.
Поводом к рассмотрению дела стала жалоба гражданина Республики Беларусь Сергея Лярского. В июле 2010 года мужчина приехал в Москву на работу. Так как он не являлся налоговым резидентом РФ, с его дохода удерживался налог на доходы физических лиц по повышенной ставке - 30%. В сентябре 2011 года С.Лярский (к тому моменту уже зарегистрировавшийся как налоговый резидент) подал в налоговую инспекцию декларацию за 2010 год и заявление о возврате суммы излишне удержанного налога за этот год.
По его мнению, в связи с приобретением им статуса налогового резидента, налог необходимо было пересчитать по ставке 13%. Согласно Налоговому кодексу РФ (п. 2 ст. 207 и ст. 216), налоговым резидентом признается физическое лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Однако для граждан Беларуси в России действует несколько иная модель налогообложения. В 1995 году между странами было подписано соглашение, по которому для граждан одного государства, работающих по найму в другом, для уплаты налога по ставке 13% можно проработать 183 дня, но не в одном году, а с переходом из одного календарного года в другой.
Но налоговая инспекция не согласилась с мнением С.Лярского. Налоговики, а затем и суды посчитали, что по итогам 2010 года он не являлся налоговым резидентом, поскольку в этот год находился в России всего 172 дня. Тогда мужчина обратился в Конституционный суд. По его мнению, нормы Налогового кодекса должны применяться с учетом международных соглашений в налоговой сфере. Он ссылается на положения протокола к межправительственному соглашению, связывающего возникновение статуса налогового резидента РФ с фактом непрерывного пребывания на территории РФ, а не с налоговым периодом.
По мнению С.Лярского, ограничивая необходимый для приобретения статуса налогового резидента срок непрерывного пребывания на территории РФ пределами одного календарного года, оспоренные нормы нарушают требования Конституции РФ.
Высокие судьи в своем решении отметили, что соглашения между правительствами РФ и Республики Беларусь действительно отчасти противоречат положениям Налогового кодекса РФ. Например, международный договор устанавливает особое налоговое регулирование, не предусматривающее условия уточнения налогового статуса по итогам периода (которые есть в российском законодательстве о резидентах).
В итоге Конституционный суд решил, что Налоговый кодекс должен уступить международному протоколу. Все российские суды при разрешении подобных дел должны учитывать Договор о Евразийском экономическом союзе. Поэтому и дело С.Лярского подлежит пересмотру.
При этом сами положения Налогового кодекса РФ суд признал соответствующими Конституции РФ.
Ольга Зарубина