«О`КЕЙ» объявил о падении основных бизнес-показателей
ГК «О`КЕЙ» объявила операционные результаты за 2 квартал 2018 года — почти все основные показатели бизнеса ретейлера оказались отрицательными. Без учета эффекта от продажи 32 супермаркетов (их купила X5 Retail Group) общая чистая розничная выручка всех магазинов группы за 2 квартал уменьшилась на 10,6% — до 37,3 млрд руб., сообщила компания.
Гипермаркеты тянут вниз
Как следует из отчетности, главной причиной снижения показателей группы стали гипермаркеты, продажи в которых сократились на 13,4%. Сопоставимые продажи (LFL — позволяют отслеживать динамику без учета расширения сети) всей группы уменьшилась на 4%. При этом LFL-выручка гипермаркетов упала на 5,4%, LFL-трафик — на 4,8%, а сопоставимый средний чек уменьшился на 0,6%.
ГК «О`КЕЙ» управляет сейчас 147 магазинами в России — в том числе 78 гипермаркетами «О`КЕЙ» и 69 дискаунтерами «ДА!». За второй квартал компания не открыла ни одного гипермаркета, но вывела на рынок два новых дискаунтера.
Показатели дискаунтеров «ДА!» выглядят существенно лучше: их выручка выросла на 34,9% — до 3,33 млрд руб. LFL-продажи дискаунтеров увеличились на 15,7%, LFL-трафик — на 15,8%. Вместе с тем, по данным самого ретейлера, на долю дискаунтеров приходится всего 8,4% выручки группы.
Внешние факторы
Невысокие результаты второго квартала для магазинов под брендом «О`КЕЙ» компания объясняет в первую очередь продажей супермаркетов, а также более негативной, чем ожидалось, динамикой инфляции, растущим конкурентным давлением в ключевых регионах, проведением чемпионата мира по футболу и менее благоприятными, чем годом ранее, погодными условиями.
Отрицательную динамику среднего чека ретейлер связывает с почти нулевой продовольственной инфляцией и ростом доли покупателей, ориентированных на промо акции и скидки в гипермаркетах. Потребители, несмотря на постепенное восстановление доходов, продолжают вести себя осторожно, говорится в отчетности компании.
«Последние годы «О`КЕЙ» остается одним из аутсайдеров рынка. Компания меняет вектор развития и распродает активы: площадки под гипермаркеты — «Ленте», супермаркеты — Х5. Это давит на общий показатель выручки», — говорит аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
Неправильный баланс
Отчасти слабые результаты ретейлера действительно можно объяснить влиянием чемпионата мира (поездка в гипермаркет отнимает время и покупатели делали выбор в пользу небольших магазинов пусть и с менее выгодной ценой и ассортиментом), соглашается аналитик. Однако главной причиной падения основных показателей, по его мнению, стала неспособность компании найти правильный баланс между оборачиваемостью товара, величиной ассортимента и уровнем торговой наценки.
Как уже писал РБК Петербург, недавно свои показатели опубликовала «Лента», основным бизнесом которой также являются гипермаркеты. Однако результаты «Ленты» выглядят убедительнее, чем у «О`КЕЯ». Сопоставимые продажи (LFL) ретейлера увеличились на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сопоставимый трафик — на 1,5%, средний чек (LFL) — на 2%. Во втором квартале сеть открыла один новый гипермаркет, восемь супермаркетов и закрыла один супермаркет. В итоге к концу второго квартала у «Ленты» в России было 346 магазинов, в том числе 233 гипермаркета и 113 супермаркетов.
«Лента» более эффективно работает с издержками, ассортиментом, больше инвестирует и у нее более развита программа лояльности. Впрочем, последнее время Х5 Retail Group (особенно сеть «Перекресток») тоже много инвестировала в развитие программы лояльности и «Лента» вслед за «О`КЕЙ» может потерять лидерство в данном направлении», — сказал РБК Петербург Нигматуллин.