«Каравай» запустил новое производство в Петербурге
Петербургский «Каравай» открывает производство замороженной хлебобулочной продукции и намерен занять заметное место на рынке заморозки в Петербурге, Ленобласти и Москве после ухода из России Fazer. Новое производство «Каравай» делал с учётом санкционных рисков: обеспечил импортозамещение ингредиентов для багетов и чиабатт и сделал ставку на отечественное оборудование. Эксперты РБК Петербург считают, что сегмент рынка для новых инвестиций выбран правильно — спрос на замороженную хлебобулочную продукцию растет, а конкурировать с компаниями, купившими заводы Fazer в России, несколько проще, чем с самим концерном.
Устойчивый рынок
Новая производственная площадка «Каравая» в Калининском районе Петербурга будет ориентирована на выпуск замороженных хлебобулочных изделий. В частности, здесь будут готовить полуфабрикаты багетов, трёх видов круглого хлеба и трёх видов чиабатт. Эта продукция востребована как в пекарнях, в торговых точках на АЗС, так и в заведениях HoReCa и магазинах. Полуфабрикаты удобны тем, что готовы на 95%; продавцу достаточно ненадолго поместить их в печь.
«Рынок заморозки устойчиво растёт в среднем на 5% в год уже на протяжении 7 лет, — пояснил РБК Петербург председатель совета директоров ОАО «Каравай» Николай Тютюнников. — На данный момент замороженные хлебобулочные изделия занимают 5% рынка в России, а в других странах — в среднем 20%. Поэтому мы оцениваем потенциал этого рынка как высокий».
Председатель совета директоров ОАО «Каравай» Николай Тютюнников: «На данный момент замороженные хлебобулочные изделия занимают 5% рынка в России, а в других странах — в среднем 20%».
Основатель и генеральный директор информационно-консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков полагает, что инвестиции «Каравая» оправданы, так как замороженная хлебобулочная продукция, действительно, востребована потребителями и дополнительно стимулирует продажи на тех же АЗС и в магазинах. «Только за прошлый год количество пекарен в Петербурге выросло не менее, чем на 10%, а их выручка увеличилась на 30%. В магазинах, в заведениях общественного питания с более широким ассортиментом, такая выпечка часто дополняет или вытесняет промышленный хлеб, так как обладает лучшими потребительскими свойствами. При этом стоимость и маржинальность этой продукции значительно выше, это позволяло бизнесменам активно развивать это направление», — рассказал Иван Федяков.
В тренде импортозамещения
После введения против России санкций, одной из главных проблем производственных предприятий стала невозможность обслуживания импортного оборудования. Открывая новое производство, руководство «Каравая», по его словам, исключило возможность влияния санкций на рабочий процесс.
После введения против России санкций, одной из главных проблем производственных предприятий стала невозможность обслуживания импортного оборудования.
От импортных ингредиентов на своих производствах «Каравай» отказался уже к маю 2022. В основном технологам пришлось искать замену компонентам для производства специализированной продукции, сдобной выпечки, кондитерских изделий и десертов. На новой производственной площадке исключили оборудование, которое в теории может попасть под санкции. При этом полностью импортозаместить производственную часть не получилось, часть деталей закуплена в «дружественных» странах. В компании продемонстрировали разнообразие отечественных машин. В частности, «Каравай» установил первый в России робот-манипулятор для автоматизации выпуска хлебных изделий круглой формы. Также холдинг «Русская Трапеза» (Санкт-Петербург) предоставил автоматизированную линию подачи и дозирования муки, оборудование для склада; машиностроительный завод «СЭМЗ» (Екатеринбург) — оборудование для приготовления заквасок, а петербургский производитель «Дайтон РУС» — низкотемпературные камеры.
Трудные инвестиции
Инвестиции в новую производственную площадку составили 400 млн руб., при этом компания использовала кредиты банков «Санкт-Петербург» и «ПСКБ». В «Каравае» рассчитывают выйти на самоокупаемость в течение 6 лет, по расчётам мощность производства (более 1,5 тысяч тонн продукции в месяц) позволит получать выручку в размере 2 млрд руб. в год.
«Каравай» являлся главным конкурентом компании Fazer в Петербурге. «Каравай», по собственным данным, занимает 36% хлебного рынка города: выпускает 250 наименований продуктов на пяти комбинатах, развивает собственную сбытовую сеть (булочные «Лавка Пекаря»). Финский Fazer занимал 38% рынка в регионе и был основным производителем замороженной продукции.
«Каравай», по собственным данным, занимает 36% хлебного рынка Петербурга: выпускает 250 наименований продуктов на пяти комбинатах, развивает собственную сбытовую сеть.
Fazer продала свой бизнес в мае 2022 года Московскому булочно-кондитерскому комбинату «Коломенское», одному из лидеров рынка по продажам хлеба в России. Среди активов (одного завода в Москве и трёх в Петербурге) — три линии заморозки. Последнюю площадку Fazer открыл на фабрике «Смоленская» в Петербурге перед началом масштабных санкций в декабре 2021 года. Для сравнения, Fazer инвестировал в эту площадку 3,5 миллиона евро и планировал выпустить в 2022 году 7 200 тонн продукции.
В ожидании новых игроков
Новые владельцы активов Fazer в России из холдинга «Коломенское» сообщили, что все предприятия работают в прежнем режиме, несмотря на сложности с импортным оборудованием. «На заводах так и остаётся импортное оборудование, в компании отлажена работа по закупке и доставке запчастей (по необходимости)», — сообщили РБК Петербург в пресс-службе БКК «Коломенское». По мнению Ивана Федякова из INFOLine, «именно Fazer формировала определённые тренды в сегменте замороженной продукции. Я оцениваю выручку компании Fazer в прошлом году в 15 млрд рублей. Компания на протяжении нескольких лет, несмотря на падение доходов населения, продолжала показывать прибыль, то есть была весьма успешна. Инвестировала в своё развитие».
По мнению Ивана Федякова, без Fazer рынок петербургского хлеба может значительно измениться: «Это непростая сфера деятельности, требующая эффективной цепочки не только в производстве продуктов, но и в умении ими правильно пользоваться, готовить и сбывать. Компания Fazer имела в этом огромный опыт, она более 25 лет формировала тренды в данном сегменте продукции. Я думаю, компания «Каравай» в состоянии как минимум повторить этот успешный опыт. Полагаю, это будет не единственный проект в этой сфере, появятся другие производства, которые также будут наращивать свои мощности в этом весьма перспективном сегменте рынка».