Санкт-Петербург и область, 25 сен 2018, 10:36

Люди — не цифры: почему в России внезапно начала расти смертность

Читать в полной версии
Фото: Александра Кукс/Интерпресс

В России впервые за долгие годы снова начал расти показатель смертности населения. В Петербурге, например, в январе-июле 2018 года смертность выросла на 1,7% (в целом по стране — на 1,6%). При этом во всей стране ускорилось падение рождаемости (и в Петербурге, и в РФ — рождаемость упала примерно на 5%). Демографические данные за этот период эксперты называют самой драматической статистикой из всех социально-экономических показателей этого года. По мнению директора аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилла Тремасова, если причины падения рождаемости могут иметь не экономическое происхождение, то рост смертности в мирное время обычно связан именно с экономикой. При этом он обращает внимание на то, что смертность в стране начала расти на фоне отчетов Минздрава об увеличении продолжительности жизни, на которые опираются авторы пенсионной реформы.

РБК Петербург спросил у заведующего международной лабораторией исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Евгения Андреева, почему в России начала расти смертность и ускорилось падение рождаемости, а также как эта динамика соотносится с данными об увеличении продолжительности жизни:

Стареющее население

«Положительный прирост населения — это не устойчивое явление, а стечение случайных обстоятельств. Чтобы у населения всегда был положительный прирост, каждая женщина должна рожать в среднем не меньше двух детей — за себя и за мужчину. В России такого уже давно нет, поэтому численность населения постоянно расти не может. А, учитывая, что у нас в каждой 1000 новорожденных — примерно 513 мальчиков и 487 девочек, добиться естественного прироста населения очень сложно.

Прирост населения в советские годы объясняется молодой структурой населения. До войны в стране было значительно больше молодежи, чем пожилых людей. Война внесла существенные коррективы в эту динамику, однако и после 40-х рождаемость не падала — структура населения оставалась молодой до начала 90-х годов. Но со временем этот запас молодости растрачивался. То, что последние 30 лет в стране наблюдался положительный естественный прирост, можно назвать чудом.

Но и чудеса проходят. В результате число рождений стало падать — причем в этом году спад резко усилился. Что может сделать в таких условиях государство? В первую очередь, материально поддерживать семьи, когда они рожают детей. В нашей стране эту функцию выполняет материнский капитал, который, как известно, в основном, тратится на ипотеку и на постройку жилья. Но рассчитывать на то, что материнский капитал повысит рождаемость, было бы странно. Достаточно легко убедиться в том, что никакой прямой связи здесь нет. Эта мера может привести к всплеску рождаемости в конкретном году, однако на поведение поколения никак не влияет.

Структура населения оставалась молодой до начала 90-х годов, но со временем этот запас молодости растрачивался

Дело в том, что женщины, освоившие современную контрацепцию, способны сами решать, когда им рожать, а когда не рожать детей. Они получили возможность планировать свою жизнь. Кто-то откладывает рождение на период после карьерного роста (руководствуясь логикой «я получу повышение по службе — уйду в декрет»), кто-то — нет. Появление материнского капитала могло стимулировать россиян пересмотреть планы — те, кто откладывал рождение ребенка, мог родить его раньше. Но в итоге к долгосрочному росту рождаемости эта мера не привела. Правда, многие эксперты уверены в том, что материнский капитал предотвратил падение рождаемости. Когда государство обращает внимание на семейные проблемы — это может поддержать оптимизм.

Живут не цифры

Что касается смертности, то она с 2004 года снижалась довольно быстрыми темпами. После 2014 года скорость снижения несколько замедлилась (при этом немного выросли показатели алкогольной смертности), а в этом году смертность (число умерших на 1000 человек населения) в стране даже начала расти. У многих людей вызывает удивление рост показателя смертности при увеличении продолжительности жизни, что, возможно, случится и в этом году. Объясняется это противоречие довольно легко. Продолжительность жизни в данном году зависит только от уровня смертности в отдельных возрастах, показатель смертности на 1000 человек населения зависит также и от возрастного состава населения. Если в населении растет доля пожилых людей, то коэффициент смертности автоматически будет расти. Например, сейчас исполнилось 75 лет тем россиянам, кто родился в период войны. Таких людей немного. Поэтому и общие показатели смертности не такие большие. Когда в 75-летний возраст будут входить те, кто родился в 1945-1955 гг., в период послевоенного взрыва рождаемости, ситуация изменится — статистика покажет резкий взлет смертности.

В любом случае, мы должны понимать, что живут не цифры, а живут поколения: на пенсию выходят поколения, рожают поколения, умирают поколения. У каждого поколения своя история и ее нужно учитывать так или иначе.

Живут не цифры, а поколения: на пенсию выходят поколения, рожают поколения, умирают поколения. У каждого поколения своя история и ее нужно учитывать так или иначе

Диабет вместо инсульта

Чтобы понять, почему сегодня в России растет смертность, нужно посмотреть на ее основные причины — и здесь есть одно неприятное обстоятельство, которое носит исключительно бюрократический характер. В 2011 году вышел «майский указ» президента, в тексте которого назывались некоторые причины смертности, динамику по котором мы могли бы изменить: болезни систем кровообращения, новообразования, дорожно-транспортные происшествия и др. Многие областные лечебные заведения нашли простейший способ снижения смертности от болезней систем кровообращения — они изменили практику диагностики. Раньше они писали, что пожилые люди умерли от некоторых форм склероза (которые относятся к категории «болезнь системы кровообращения» — ред.), а потом начали писать, что умерли «от старости». Минздрав сказал: «Нет, так не пойдет, диагноз «старость» возможен только после 80 лет». Тогда больницы стали массово ставить диагноз «диабет». В результате сегодня у нас растет смертность от диабета. Когда наша медицина сообразила, что во всём мире много людей умирает от болезни Альцгеймера, пошла мода диагностировать эту болезнь. Уличить врачей в данной ситуации довольно сложно — у пожилых людей много серьезных заболеваний, и какое из них приводит к смерти пациента, не всегда очевидно. Поэтому, когда мы смотрим на статистику причин смерти, мы не можем увидеть реальную картину происходящего.

Лечебные заведения нашли простейший способ снижения смертности от болезней систем кровообращения — они изменили практику диагностики

Рост смертности можно объяснить ухудшением уровня жизни. Но важно понимать, что под уровнем жизни в таком случае следует понимать не только уровень доходов. Доходы населения падают — это факт, но сказать, что зарплата так сильно влияет на смертность, тоже нельзя. Например, в начале 90-х годов в стране был сильный экономический и психологический кризис — и по идее сильнее всего он должен был отразиться на пожилых людях, которым приходилось больше экономить, чем работающим россиянам. Однако статистика показывает, что смертность пожилых людей в эти годы не выросла. При этом стала расти смертность среди относительно молодых людей. Например, продолжительность жизни у мужчин упала до 58 лет. Для сравнения, в 80-е года мужчины в среднем жили до 62 лет, в 2000-е — до 65 лет.

Возвращение зеленого змия

Связь экономики и смертности, безусловно, есть, но она намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Цепочку причинно-следственных связей можно представить таким образом: доходы населения относительно цен снижаются — это ведет к снижению доступа к платным медицинским услугам — падение рубля приводит к подорожанию лекарств — в результате состояние здоровья людей ухудшается.

Но самое опасное, что может случится в России — это возращение к популярным пагубным пристрастиям. С 2003 года потребление алкоголя в стране начало медленно снижаться. Были некоторые колебания, но ситуация улучшалась вплоть до прошлого года. Сейчас у меня возникает опасение, что ситуация начала меняться. Это объясняется одной простой истиной: если у людей есть деньги, они едут отдыхать куда-то, если у них нет денег, они покупают водку и отдыхают по месту жительства. А рост пьянства всегда приводит к росту смертности. Распад СССР и конец антиалкогольной кампании был ознаменован пиком пьянства. Нынешняя ситуация сохраняет те же риски. Это видно даже на бытовом уровне. Например, по утрам на улице все чаще встречаются люди, от которых пахнет перегаром.

Если у людей есть деньги, они едут отдыхать куда-то, если у них нет денег, они покупают водку и отдыхают по месту жительства

Безусловно, ответственность за то, что происходит в системе здравоохранения, лежит на Минздраве. Но важно понимать, что Минздрав — это не пожарная команда. Главное, что от них требуется, это равномерная работа и поддержание стабильного уровня здравоохранения. Но насколько может быть эффективна работа конкретного ведомства, если общественные расходы на здравоохранение в России составляют 3,4% от ВВП, при средних показателях по странам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития — ред.) 6,5%?».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Чудо Сингапура. Как за полвека сделать страну одной из богатейших в мире
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Бессердечие и недружелюбие: кто такие темные эмпаты
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски