Санкт-Петербург и область, 25 окт 2016, 11:51

Гособоронзаказ: экономика Петербурга теряет «подушку безопасности»

Читать в полной версии

Елена Ткаченко, профессор кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Правительство России одобрило проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Проект предусматривает серьезное сокращение ассигнований на оборону. Точная сумма сокращения пока не известна — перед отправкой в Госдуму 28 октября Минфину предписано учесть замечания, высказанные на заседании правительства 13 февраля, но их содержание не обнародовано. Однако очевидно, что до 2020 года затраты на оборону снизятся примерно на 1 трлн руб.

О колясках с вертикальным взлетом

С одной стороны, оборонный заказ обеспечивает стабильную работу как самих предприятий ОПК, так и их смежников. С другой стороны, он создает всем им проблемы. Обычно бюджет расплачивается с оборонными предприятиями в конце года, так что компании вынуждены брать кредиты и в течение года они несут значительную долговую нагрузку. Так что обещание правительства выдавать предприятиям больше госгарантий в качестве компенсации сокращения оборонного заказа ничего не меняет — они и сейчас по сути весь год работают на бюджетных гарантиях, под которые берут кредиты. Это давняя проблема госзаказа.

То, что оборонный бюджет сокращается, — безусловно плохо для предприятий Петербурга, потому что их портфель заказов, конечно, уменьшится и они начнут испытывать проблемы.

Власти призывают предприятия ОПК выпускать гражданскую продукцию. Но это мы уже проходили 25 лет назад. Те, кто может это делать (в том числе, продукцию двойного назначения), и так этим занимаются. Но многие не могут. Скажем, какую гражданскую продукцию может выпускать «Алмаз-Антей»? Детские коляски с вертикальным взлетом? К тому же, гражданская продукция должна быть конкурентоспособной на гражданских рынках. А там, как правило, серьезная конкуренция — даже более жесткая, чем 25 лет назад. Так что для многих предприятий ОПК такой способ компенсировать нехватку оборонных заказов не подходит.

Обратная мультипликация

Ухудшаться будет положение не только предприятий, напрямую работающих на оборонку, но — что еще важнее — гораздо большего количества смежников. Ведь мультипликативный эффект в оборонной отрасли очень серьезный. Но он работает в обе стороны. Когда госзаказ есть, он дает работу многим смежникам в разных отраслях и именно это обеспечивает значительный вклад оборонного заказа в развитие экономики Петербурга. Однако если объем заказа сокращается, ущерб (вследствие того же мультипликативного эффекта) по цепочке распространяется на множество компаний из других секторов.

Ни сами предприятия ОПК, ни их смежники никаких особых льгот не имеют — даже кредиты им банки дают на общих основаниях. Сюда добавляются проблемы с уполномоченными банками, кредитующими гособоронзаказ.

Например, одна из серьезных проблем состоит в том, что все расчеты должны проходить через один банк, что предполагает наличие счетов в этом банке у всех субподрядчиков — участников технологической цепочки госзаказа.

Если крупным и некоторым средним предприятиям открыть счет в уполномоченном банке (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и др.) довольно просто, то для большинства средних и малых предприятий это создает большие проблемы, поскольку банки требуют массу документов — вплоть до положительных отзывов от потребителей продукции данного предприятия. По этой причине, например, в прошлом году в Петербурге остановилось выполнение одного крупного госзаказа в судостроении.

Долгосрочные риски

Таким образом, для значительного числа петербургских компаний сокращение оборонного заказа будет означать серьезное ухудшение положения. Потому что у многих нет ни достаточных собственных средств, ни других источников финансирования — особенно у чисто военных предприятий.

Плохо то, что сокращаются не сами оборонные программы, а их финансирование — платежи по этим программам растягиваются на три года (до 2020 года), поскольку правительство вернулось к трехлетнему бюджету. В результате увеличиваются отсрочки платежей. Это значит, что закредитованность предприятий ОПК возрастет, причем, долгосрочная. Это, в свою очередь, увеличит риск банкротств.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик