Санкт-Петербург и область, 25 окт 2019, 09:44

Легендарная сеть петербургских кондитерских сокращается на четверть

Читать в полной версии
Фото: Сергей Куликов/Интерпресс

Петербургская сеть кофеен-кондитерских «Север-Метрополь» судится со своим крупнейшим партнером-франчайзи. В результате этого число заведений в сети сократится с 80 до 63. Сама компания заявляет, что сможет без труда восстановить число точек за счет привлечения новых партнеров. Однако некоторые из опрошенных РБК Петербург экспертов отмечают, что сделать это будет непросто в связи со снижением интереса покупателей франшиз к сегменту кофеен.

Семейная драма

По данным картотеки арбитражных дел, в начале сентября совладелец ООО «Север-Метрополь» Елена Шевченко через суд потребовала, чтобы франчайзи 17 одноименных кафе Вадим Долгобородов снял вывески «Север-Метрополь» со своих кондитерских. Некоторые из этих точек расположены на основных торговых улицах Петербурга — Невском проспекте, Садовой улице, Московском проспекте и др.

Как пояснили РБК Петербург в пресс-службе ООО «Север-Метрополь», требование Елены Шевченко связано с тем, что весной этого года компания расторгла договор коммерческой концессии с предпринимателем Вадимом Долгобородовым. «ИП Долгобородов, который работал по упомянутым 17 адресам, принял решение торговать продукцией иных брендов, с чем мы не могли согласиться. Поэтому сотрудничество с ним прекращено», — сообщили в пресс-службе компании.

Как написала в своем аккаунте в Facebook Елена Шевченко, к франчайзи были также претензии в связи с качеством обслуживания и выкладкой товара. Пока бывший партнер снимать вывески не торопится. Связаться с ним РБК Петербург не удалось. Отметим, что, по данным «Фонтанки», Вадим Долгобородов является сыном совладелицы ООО «Север-Метрополь» Светланы Долгобородовой.

Купите франшизу

Несмотря на значительное сокращение сети из-за конфликта с франчайзи, в «Север-Метрополе» уверены, что бизнес компании не пострадает, поскольку найти замену бывшему партнеру будет несложно. «У нас ежедневно огромное количество заявок от желающих стать франчайзинговым партнером. Мы планируем до конца года и в начале следующего открыть порядка 15 новых точек с привлечением партнеров», — сообщили в пресс-службе сети.

Однако опрошенные РБК Петербург эксперты и участники рынка неоднозначно оценивают шансы «Север-Метрополя» на быстрое восстановление сети. С одной стороны, как отмечает гендиректор сети кофеен «Чайникофф» Михаил Гусейнов, «у компании есть сильный бренд, которому доверяют потребители». Это должно упростить поиск новых партнеров, полагает Гусейнов.

С другой стороны, на петербургском рынке продажи франшиз в сегменте кофеен наблюдается жесткая конкуренция, говорит руководитель каталога франшиз franshiza.ru Анна Рождественская. Она обращает внимание, что по модели франчайзинга развивается целый ряд игроков этого сегмента (в их числе — сети Coffeeshop, Cofix, «Шоколадница» и др.), что привело к «перегреву» рынка и сокращению числа потенциальных партнеров. С 2019 года интерес покупателей франшиз в сегменте кофеен и кондитерских стал снижаться, отмечает эксперт.

Слишком много кофе

Отчасти этому способствует и наблюдавшийся последние годы рост предложения на петербургском рынке кофеен. По данным сервиса «2ГИС», на данный момент в городе работает 1481 кофейня — это на 20% больше, чем годом ранее. Только за первые шесть месяцев 2019 года в Петербурге появилось 208 новых кофеен, подсчитали в «2ГИС».

«Времена бурного роста отрасли уже прошли. Сейчас рынок насыщен, в центральных районах города он достиг предела — на расстоянии 200 метров можно насчитать пять кофеен, которые делят между собой гостей», — оценивает ситуацию Николай Готко, основатель и совладелец петербургских кофеен «Больше кофе», «Кофе на кухне», «Знакомьтесь, Джо» и «Обычные люди».

Перенасыщение рынка привело к значительным изменениям спроса. Крупные сетевые проекты, ориентированные на типовой продукт, постепенно уходят с рынка, отмечал ранее в разговоре с РБК Петербург коммерческий директор «Буше» Роман Певзнер. «Если еще 5-6 лет назад сетевые кофейни были популярны, то сейчас всё больше людей предпочитают так называемые «спешелти» кофейни. Люди всё больше хотят идти в те места, где есть индивидуальность», — говорит эксперт.

Справка:

«Метрополь-Север» — один из старейших игроков петербургского рынка кофеен-кондитерских. Кондитерское производство «Север», которое в 2004 году было объединено с «Метрополем», было основано в начале прошлого века. Сейчас ООО «Север-Метрополь» владеет кондитерским производством в Петербурге, а также развивает по франшизе в Петербурге и пригородах кофейни. По данным СПАРК, собственники компании — Елена Шевченко (40%), Елизавета Шевченко (30%), Светлана Долгобородова (20%) и Михаил Шевченко (10%). Выручка компании за 2018 год — 1,7 млрд руб., прибыль — 184 млн руб.

Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик