Санкт-Петербург и область, 25 ноя 2013, 16:54

Бизнес видит будущее экономики Петербурга в потребительском секторе

Петербургский бизнес с огорчением отмечает растущий уровень огосударствления экономики и связывает свое развитие с ростом потребительского сектора.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Петербургский бизнес с огорчением отмечает растущий уровень огосударствления экономики и связывает свое развитие с ростом потребительского сектора.

Петербургские компании, которые научились работать с кастомизацией, в ближайшие десять лет могут показать заметный рост и окажутся в лидерах среди представителей частного капитала. К такому выводу пришли банкиры, промышленники и градостроители, встретившиеся за круглым столом «Двадцатилетие петербургского бизнеса: достижения компаний и перспективы города» в рамках форума «Будущий Петербург», организованного РБК. О лидерстве и точках роста петербургской экономики шел разговор на другом круглом столе форума «Стратегия Петербурга – 2030». Обе дискуссии показали, что зависимость от госзаказа не устраивает частный бизнес, однако отказаться от ставшей уже привычной формы работы с бюджетными средствами предпринимателям не так легко.

Надо учитывать, что пока потребление в России напрямую зависит от нефтедоллара: падение цен на углеводороды грозит серьезным падением спроса. Если отечественный бизнес хочет и дальше показывать неплохие результаты в потребительском секторе, ему придется вкладываться в местное производство – традиционная перепродажа импортных товаров уже не спасает. Осознают ли это предприниматели, не вполне понятно. Пока все ожидают роста активности внутренних покупателей, прежде всего бюджетников.

Повод для грусти

Многие петербургские компании, со временем завоевавшие статус национальных лидеров, были основаны в начале 1990-х и сегодня отмечают двадцатилетие. Словом, есть повод подвести кое-какие итоги. А итоге не слишком праздничные. Так, основатель сети «Лента», генеральный директор компании Grotex Олег Жеребцов отмечает, что бизнесмены так и не стали реальными героями своего времени. «Бизнес так и не получил представительства в парламенте, не стал источником законодательного творчества, – говорит Жеребцов. – За последние 5–7 лет произошло укрупнение бизнеса путем огосударствления. Роль государства колоссальна. Доля ВВП, которую создают госпредприятия, уже превышает 50%, и она, к сожалению, увеличивается. А доля ВВП, создаваемая малыми предприятиями, составляет около 10%, и это смешно. Ведь в развитых странах 67-68% ВВП стран – это малый бизнес».

Основным драйвером развития экономики, соглашается с Жеребцовым генеральный директор института «Ленгипрогор» Юрий Перелыгин, по сей день остается государство. «С моей точки зрения, мы до сих пор находимся в ситуации, когда основной игрок на рынке – это государство, живущее за счет перераспределения нефтяной ренты по всей стране. Москва берет на себя 50% этой ренты, 15% достается Петербургу, все остальное распределяется по стране. И каждые 3–4 года ситуация усугубляется, частный бизнес теряет позиции. Если посчитать количество денег, которое вращается в секторе государственном и секторе в рыночном, то последний проигрывает с большим отрывом», – свидетельствует Перелыгин.

Еще одним разочарованием первых рыночных десятилетий управляющий партнер Университета продаж, в прошлом руководитель ряда крупных автоцентров Виталий Новиков называет отсутствие кооперации между компаниями. По его словам, в Петербурге за эти 20 лет так и не сложилась культура взаимной поддержки бизнеса, практически нет примеров, чтобы петербургские компании договаривались друг с другом о совместных проектах.

Разочарование банковского сектора выразилось, среди прочего, в усилении риск-менеджмента на фоне ужесточения требований со стороны регулятора. Начальник коммерческого управления банка БФА Федор Зобнев отмечает, что с каждым годом ЦБ выдвигает все более жесткие условия работы: «Правил становится все больше, за их выполнением следят более пристально. Но мы с этим живем, работаем. После кризиса 2008 года мы сами стали достаточно внимательно изучать каждый бизнес, подкрутили риск-менеджмент».

Свет в конце тоннеля

В условиях всесильного госзаказа и нефтяной зависимости России бизнесмены все же видят перспективные точки для роста корпоративного сектора. Основой поступательного движения экономики, по словам участников дискуссии, станет потребительский рынок, который пока недооценен во многих сферах: недвижимости, внутреннем туризме и секторе телекоммуникаций.

К примеру, говорит исполнительный директор отеля «Англетер» Натальи Изотовой, велики перспективы развития у внутреннего туризма. «В Санкт-Петербурге есть абсолютно все, чтобы привлекать гостей как извне, так и из России. Мы ориентируемся на гостей из-за границы, но, вместе с тем, у нас внутренний потребитель недооценен по той простой причине, что мы не обращаем на него достаточного внимания», – отмечает Изотова.

Совладелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы также подчеркивает, что туризм имеет большое будущее. «То, что мы имеем уже сейчас на рынке гостеприимства, с одной стороны, достижение. Но по сравнению с другими европейскими городами, Петербург зарабатывать еще не научился». Юнис Теймурханлы считает, что будущее Петербурга – за массовым туризмом.

Представители сферы horeca в один голос утверждали, что для развития туристическому бизнесу нужна не поддержка государства, а развитие городской инфраструктуры. «Один из критически важных моментов – доступность города, причем имеется ввиду комплексная доступность. Тут важно все – и скорость оформления документов для въезда в страну, и внутригородская транспортная доступность, и комфортность пребывания в городе, например, наличие указателей на иностранном языке», – сказала Наталья Изотова.

Остальное купим?

Еще одно перспективное направление развития экономики было обозначено управляющим партнером группы компаний «ЕвроМед» Александром Абдиным. По его словам, точкой эффективного вложения сфера для частного капитала может стать здравоохранение. Отчасти это связано с тем, что в России начинает формировать рынок частных медицинских услуг. Двигателем развития станет реформа здравоохранения, которая предусматривает огромные денежные вливания в эту сферу. «Начиная с 2014 года расходы федерального бюджета по этой статье превысят 1 трлн руб., а через два года они удвоятся. Где будет бизнес? Бизнес будет там», – говорит Абдин.

Справедливости ради стоит отметить, что некоторые эксперты все-таки склонны отсрочить оптимистичные прогнозы. Так, по прогнозу Олега Жеребцова, в ближайшем будущем нас ожидает новый кризис. Так или иначе, «без смены политической системы в стране ничего хорошего нас не ждет», – отметил он.

Присутствующий на обсуждении советник губернатора Петербурга Вячеслав Семененко возразил, что даже сейчас есть примеры успешных компаний, которые при грамотном управлении создали инновационный продукт, который может конкурировать на мировом рынке. «Государство живет в том ритме, в котором живет, и через десять лет система государственного администрирования будет несколько лучше, чем сейчас», - предположил Семененко. При этом нужно ориентироваться на новое поколение предпринимателей, которое должно строить свой бизнес, не оглядываясь на государство.

Ольга Рогозина

Партнеры V Форума «Будущий Петербург»: ОАО Банк ВТБ (генеральный партнер), «МегаФон» (телеком-партнер), компании LEGENDA Intelligent Development, «СПб Реновация», «Конфидент», СК «Капитал-Полис», СРО НП "Объединение строителей Санкт-Петербурга", NCC (партнер форсайта), Банк БФА, TrueToniqs. Научные и организационные партнеры: ЦСР «Северо-Запад», НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, Центр градостроительных компетенций РАНХиГС при президенте РФ, Фонд "Междисциплинарного и кросс-профессионального сотрудничества "Контекст", «Прокси центр» (официальный перевозчик форума).

Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват