Санкт-Петербург и область, 25 ноя 2020, 10:26

Вторая волна: «Некомпетентность, жадность и трусость правят бал»

Читать в полной версии
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

РБК Петербург продолжает публикацию мнений о ситуации в разных сферах жизни города во время второй вспышки эпидемии. Острыми оценками ситуации поделились участники Межотраслевого координационного совета гостеприимства и услуг, объединившего более 10 бизнес-ассоциаций. Они провели конференцию «Ползучий локдаун», на которой отметили: несмотря на отсутствие полного, как было весной, карантина, ситуация в городском бизнесе быстро ухудшается — каждое ограничение деятельности становится ударом по компаниям, ослабленным предыдущим простоем и текущим снижением спроса. 

Авторы приведенных ниже мнений говорят о «некомпетентности, жадности и трусости», которые стоят за многими решениями этой осени, и просят власть оперативно изменить меры поддержки бизнеса.


Лялья Садыкова, общественный представитель уполномоченного по правам предпринимателей, омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты:

«Мы уникальная отрасль, потому что не можем работать ни онлайн, ни на доставку, и наш простой в течение трех месяцев был полным. В качестве поддержки мы получили только выплату за апрель и май по 12 130 рублей на сотрудника и по 6 500 рублей на сотрудника — на закупку СИЗов. Все остальные меры поддержки мы считаем неэффективными. Двухпроцентным кредитом смогли воспользоваться лишь 13% компаний нашей отрасли по всей стране. Беспроцентным кредитом на зарплату воспользовались далеко не все. Эта мера поддержки также была неэффективна до отмены зарплатных налогов во втором квартале.

Сейчас мы в панике. Во-первых, обороты упали на 40-50% к прошлому году, так как снизился спрос. Во-вторых, Роспотребнадзор рекомендовал нам сокращение рабочих мест на 40%. За время простоя у нас накопились долги — по аренде, по коммунальным платежам. Сейчас подошел срок выплаты беспроцентных кредитов. И увеличились расходы на выполнение санитарных норм: если с масками ситуация нормализировалась, то на перчатки цены выросли в 5 раз.

«Сейчас мы в панике. Обороты упали на 40-50% к прошлому году; Роспотребнадзор рекомендовал нам сокращение рабочих мест на 40%»

Считаем необходимой отмену зарплатных налогов и отчислений для малого бизнеса в первом квартале 2021 года. Это очень поддержит большинство предпринимателей. Также будет правильным вернуть нам уплаченные в 2019 году налоги, оформив возврат в виде субсидий или долгосрочных, не менее чем на 3 года, займов. Надо дать возможность бизнесу хоть как-то себя поддержать. И также необходимо поддержать арендодателей малых предприятий — наши арендодатели не готовы идти нам навстречу в вопросах оплаты, потому что сами находятся в сложной ситуации».


Виктория Шамликашвили, инвестор Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo, гендиректор ООО ITS (Индивидуальный туристический сервис):

«Мы все находимся во власти ситуации, когда триада — некомпетентность, жадность и трусость — правят бал и создают для нас правила игры. Втроем они — страшная сила. Некомпетентность стоит за многими решениями в части запретов и ограничений, принимаемых нашей властью, без должных расчетов и экспертизы. Люди занимаются тем, чем никогда не приходилось заниматься раньше, но их это не смущает, и прислушиваться к аргументам тех, кого сфера действия этих решений прямо касается, они не хотят. Жадность проявляется, в частности, на рынке СИЗ, которые дорожают как валюта в период волатильности. Трусость — это действия в логике «как бы чего не вышло».

«Триада — некомпетентность, жадность и трусость — правит бал и создает для нас правила игры»

Мы все понимаем, что коронавирус есть, он опасен, он изменил наши представления о том, как мы можем жить и в чем мы ограничены. Но это не означает, что вся стилистика нашей жизни должна на годы измениться из-за коронавируса. Ограничения могут нанести непоправимый вред целым отраслям — в итоге, городскому бюджету, который является функцией от их работы, и городской среде, которая для нас так ценна. Важно, чтобы город продолжал полноценно жить. Сегодняшние ограничения не приводят к дистанцированию, потому что люди, теряя возможность получить желаемое в приспособленном для этом месте, скапливаются в других местах, не приспособленных и плохо контролируемых, а нередко попросту подпольных. Например, летом Марсово поле, Александровский сад и Сенатская площадь превратились в «лежбище котиков» — травы не было видно, потому что все было устлано отдыхающими. Если бы парки были открыты, то все гуляющие, отпущенные на каникулы и в отпуска за свой счет, могли бы рассредоточиться безопасно. То же происходит с мероприятиями — их вытесняют из приспособленных ресторанных и концертных помещений в пустующую недвижимость, где подпольно устраиваются праздники, в том числе предновогодние.

Мы хотели бы, чтобы власть занималась не закрытиями, а разумными ограничениями и маршрутизацией тех потоков, которые есть. За время работы отелей и ресторанов в период эпидемии, когда мы работали с учетом новых требований к безопасности, фактов вспышек заболеваемости в отельной и ресторанной сферах не наблюдалось. То же касается и фитнес-клубов и салонов красоты.

«Мероприятия вытесняют из приспособленных ресторанных и концертных помещений в пустующую недвижимость, где подпольно устраиваются праздники»

Мы просим город более ответственно отнестись и к вопросу помощи бизнесу. У нас впереди волна дефолтов и банкротств — еще можно повлиять на то, чтобы она не стала разрушительной.

Мы также предлагаем власти рассмотреть возможность увеличения объема заимствований городом. Петербург — один из наименее закредитованных субъектов в стране; город при этом имеет прекрасные рейтинги. Это дает ему возможность на время преодоления кризиса использовать заимствования для прямой помощи в виде налоговых кредитов. Налоговый кредит может явиться одним из способов разграничить добросовестных и прочих налогоплательщиков. Объем налогов, которые предприятия заплатили в городской бюджет, известен — по вкладу должна быть и поддержка. Я думаю, что это будет серьезным подспорьем для многих.

Если Петербург сейчас утратит индустрию гостеприимства, позволив погибнуть большой части представляющих ее компаний, и сойдет с орбиты как международный туристический город — его очень быстро заместят другие европейские центры».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Мнение совладельца ресторанов Social Club, Made in China и Schengen, бара Terminal, стрит-фуд баров «Бекицер», кафе «Бабагануш» Павла Штейнлухта, о том, почему большая часть «антиковидных» мер, принятых городом, неэффективна и чем общая ситуация напоминает кризисы 90-х годов прошлого века, читайте в материале РБК Петербург.

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР