Санкт-Петербург и область, 25 дек 2008, 16:24

Эксперты: Петербург и Ленобласть остро нуждаются в новых НПЗ

Читать в полной версии

Санкт-Петербург и Ленинградская область сегодня остро нуждаются в новых нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Такое мнение РБК высказал президент НП "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин. "В Петербурге и Ленобласти сегодня наблюдается явный недостаток нефтеперерабатывающих заводов. Фактически мы видим монополию рынка - существует топливо только крупных игроков", - отметил он.

Напомним, что не так давно ООО "Жасмин" сообщило о планах по строительству комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии в Выборгском районе Ленинградской области. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму свыше 6 млрд долл. Ранее директор отдела СНГ департамента европейских стран Министерства промышленности и торговли Чешской Республики Михал Гелбич сообщил РБК о намерении чешской нефтяной компании Moravske naftove doly (MND) строить в Приморске (Ленинградская область) НПЗ.

При этом специалисты высказывают мнение о том, что в целом качество топлива российских нефтеперерабатывающих заводов сегодня во многом отстает от мирового уровня. Как считает кандидат технических наук, представитель ОАО "ВНИИНефтехим" Евгений Лобанов, это происходит из-за того, что нефтеперерабатывающая отрасль сталкивается с недофинансированием. Также большую роль играет нежелание владельцев НПЗ внедрять инновации. "Кроме того, сказывается недостаток правового регулирования в данном сегменте, в частности - отсутствие программы по энергосбережению", - говорит он.

Эксперт отмечает, что сегодня все НПЗ России характеризуются низким уровнем вырабатываемого топлива, наибольший удельный вес в структуре нефтепроизводства России занимает дизельное топливо, объемы же выпуска автомобильного бензина составляют всего 15-16%. В Российской Федерации из 1 тонны нефти получают 16% бензина (тогда как за рубежом этот показатель составляет 43%), удельный же вес мазута из начального сырья составляет 30% (зарубежные страны сумели сократить этот показатель до 5-10%). "У нас очень отстала переработка на НПЗ", - делится мнением Е.Лобанов.

В то же время директор по маркетингу и развитию ООО "Фаэтон-Аэро" Антон Иванов отмечает, что один из НПЗ региона - "Кинеф", входящий в структуру ОАО "Сургутнефтегаз" - поставляет топливо приемлемого качества. "Сравнительно невысокие цены на бензин в регионе существует благодаря этому НПЗ, розничная сеть у него не развита, поэтому присутствие на рынке только одного завода не оказывает существенного влияния на изменение цен на топливо", - отмечает он.

Начальник управления сбыта, заместитель генерального директора ЗАО "Петербургская топливная компания" Андрей Михеев считает, что сегодня нефтеперерабатывающие заводы не способны удовлетворить страну в достаточном объеме по топливу Евро-3 и выше. "Не готова и в целом система нефтепродуктообеспечения, потому что качество еще нужно сохранить на пути от НПЗ до бака автомобиля. Все это - многомиллиардные инвестиции, которые могут быть получены из двух источников – бюджета (в виде недополученных налогов) или из кармана потребителя", - резюмирует он.

В то же время эксперт отмечает, что поставки топлива на рынок Петербурга не ограничены Киришским заводом. "Это довольно широкая география крупнейших в России заводов, которые принадлежат тем или иным компаниям – Ухта, Ярославль и т.д. Есть мощности по производству топлива и в Ленинградской области, которые и влияют на общую картину по качеству топлива в городе", - отмечает он.

О.Ашихмин выделяет, что в настоящий момент лишь разделение деятельности среди нефтяных компаний позволит сформировать адекватную ценовую политику и гарантировано качественное топливо. "Только при реальной конкуренции можно будет говорить о действительно качественном топливе. Необходимо разделение компаний на нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и продавцов топлива - тогда будет настоящий рынок", - отметил эксперт.

По его мнению, строительство новых нефтеперерабатывающих заводов позволит создать рыночные отношения в данном сегменте рынка региона. "Хотелось бы иметь независимых производителей топлива", - резюмирует О.Ашихмин.

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто