Санкт-Петербург и область, 25 дек 2015, 14:47

Начальник петербургского метро сравнил жетоны с золотыми яйцами

Петербургский метрополитен в ближайшее время не собирается полностью переходить на электронную систему оплаты поездок, однако эксперты считают, что сохранение жетонов экономически не оправдано
Читать в полной версии
Фото: РБК

В Петербурге постепенно снижается уровень пользования жетонами. Как сообщил глава ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин во время открытия станции метро «Выборгская», по предварительным расчетам, в 2016 году использование жетонов сократится на 8%. Пока же каждая третья поездка в петербургском метро оплачивается жетонами. Как отметил вице-губернатор Игорь Албин, речь о полном отказе от традиционных жетонов пока не идет. «В Петербурге много традиций, и одна из них — наличие жетонов в метро, — пояснил вице-губернатор, — Мы понимаем, что через экономическую мотивацию, через привитие элементов культуры, мы рано или поздно от жетонов откажемся, но это произойдет постепенно».

В.Гарюгин также считает, что торопиться с отказом от жетонов не стоит. «Зачем убивать курицу, которая несет золотые яйца? — сказал журналистам глава петербургской подземки. — Мы идем естественным путем, но мы должны понимать, что сегодня каждый третий пассажир пользуется жетоном и приносит доход. Поэтому я думаю, что насильственным путем эти меры проводить не надо. Мы форсируем электронную карту, на 2016 год закладываем, что объем использования жетонов сократится на 8%».

Однако стремление руководства метрополитена сохранить жетоны у экспертов вызывает недоумение. «Экономически выгоднее перейти на электронные носители, — считает Никита Крупенский, старший научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ. — Они дают возможность создания более гибкой системы тарифов. Например, в Москве есть проездной на 90 минут, который действует не только в метро, но и на наземном транспорте».

Главные преимущества электронных носителей, по мнению Н.Крупенского, — возможность кодировать на них большое число поездок, что экономически выгоднее как для метрополитена, так и для пассажиров. К тому же отказ от жетонов не потребует больших затрат — особенно с учетом того, что в Петербурге уже действует система электронных билетов «Подорожник» и вся необходимая инфраструктура. «Стремление сохранить систему жетонов может быть связано с договоренностями между метрополитеном и производителем жетонов, — полагает Н.Крупенский, - или, что более вероятно, с тем, что жетоны усложняют учет пассажиропотока, а от пассажиропотока зависит объем выплачиваемых метрополитену субсидий».

На непрозрачность финансовых потоков в метрополитене жалуются и некоторые депутаты петербургского ЗакСа. Так, депутат Максим Резник ранее просил В.Гарюгина объяснить, как контролируется продажа жетонов в подземке. В частности, речь шла об отсутствии в метро кассовых аппаратов, что не позволяет учитывать число проданных жетонов.

В.Гарюгин ответил, что эти опасения напрасны, поскольку в метро существует «надежная» и «работоспособная» система учета жетонов, и выдавать кассовые чеки пассажирам при оплате проезда необязательно.

Напомним, что стоимость жетона в метро с 1 января вырастет до 35 рублей, проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах подорожает до 30 рублей. Подорожают с нового года и проездные билеты — в среднем их цена вырастет на 12%. Причем увеличится стоимость всех карточек — единого проездного на месяц, студенческого, а также комбинированного — на несколько видов транспорта. Система скидок при использовании «Подорожника» как электронного кошелька сохранится, но сетка скидок также изменится.

Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов