Эксперты: Снижения цен на иномарки в обозримом будущем не ожидается
Снижения цен на иномарки после их "взлета" в начале 2009г. ожидать не стоит, несмотря на падение спроса. По прогнозам экспертов, напротив, следует готовиться к продолжению роста цен.
"Снижения цен ждать не приходится, - говорит член совета директоров дилерской сети "Лаура" Ярослав Белоусов, - думаю, что по большинству моделей стоит наоборот ожидать повышения цен. Это может происходить по-разному: кто-то перейдет на оплату в у.е., а кто-то просто поднимет рублевые цены. В каких-то случаях стоимость будет расти постепенно с регулярной коррекцией цены, а в каких-то - возможно единовременное резкое повышение на 20% и более".
По мнению эксперта, повышение цен сопоставимо в разных классах автомобилей. Вопрос лишь в динамике этого повышения. "Автомобили массовых сегментов дорожали постепенно, "поднимаясь" на 5-7% в месяц. Премиум-класс держался дольше всех, предлагая различные бонусные программы: пониженный курс доллара, сохранение цен на прошлогоднем уровне и т.п. В итоге это приведет к тому, что цены на премиум-сегмент будут повышены более резко и заметно для покупателя", - считает Я.Белоусов
"Снижение цен зависит от себестоимости автомобиля, затрат на логистику, а также затрат, понесенных отделом продаж в процессе реализации автомобиля, - рассказывает руководитель отдела маркетинга управляющей компании "Мега-Авто" Светлана Тараканова. - Не забудем и о затратах на продвижение продукта. Ниже итоговой суммы опускаться нельзя, хотя такое ценообразование нивелирует само понятие "продажа", ибо о бизнесе в этом случае приходится забыть".
Рост цен на автомобили неизбежен, будь он плавным или скачкообразным, считает эксперт. "Инфляция имела место быть и в докризисное время, а сегодня приходится еще и учитывать существенную девальвацию нашей национальной валюты относительно тех валют, которые имеют хождение в зонах производства потребляемых нами авто, - говорит С.Тараканова. - Кстати, йена, валюта страны, где производятся столь любимые в России японские машины, укрепляется еще и к доллару. Плюс подорожание за счет роста кредитных ставок на приобретение автомобиля. Стабилизация цен возможна только в условиях стабилизации общей ситуации: стабильного курса рубля, стабилизации кредитных ставок, стабилизации рынка занятости. Но пока мы далеки от этой точки равновесия. Однако все процессы на сегодняшнем рынке движутся именно к ней".
По мнению специалиста, при этом существенное падение спроса на машины неизбежно. "Тяжелее всего, скорее, придется среднему ценовому сегменту, а не премиум-маркам, - полагает С.Тараканова. - Бренды высокого ценового диапазона пострадают меньше: во-первых, доля кредитов в объеме продаж таких автомобилей значительно ниже, во вторых, социальное положение потребителя более стабильное, а в третьих, лояльность к марке крайне высока. Альтернативу же среднему ценовому сегменту в сложившихся условиях можно найти в брендах более низкой ценовой категории. Для потребителей средних по цене марок статус не столь болезненный, как в случае с владельцами автомобилей премиум-класса".
При этом представитель "Мега-Авто" считает, что локализованные в России производства иномарок средней ценовой категории могут выиграть."В самом лучшем положении здесь, пожалуй, Volkswagen". - уверена специалист.
Эксперты сходятся во мнении, что протекционистские меры правительства России, из-за которых в том числе выросли цены, в Петербурге не приведут к заметному росту популярности автомобилей отечественных марок.
"В Петербурге спрос на российские автомобили не слишком велик - для покупателей больше приемлемы китайские производители. Но и их доля рынка в северной столице не такая большая, поэтому серьезного перераспределения в пользу нашего автопрома не произойдет. К тому же, позиции корейских марок и недорогих американцев (Chevrolet, например) весьма сильны и конкурировать с ними отечественным автомобилям будет очень сложно, поскольку даже сейчас разрыв в цене между тем же Lanos или Aveo с нашими "Калиной" и "Приорой" не так велик. Хотя определенный процент покупателей российских автомобилей в любом случае есть и никуда не денется. Но и вряд ли этот процент сильно увеличится", считает Я.Белоусов.
По словам С.Таракановой, объемы реализуемых российских автомобилей в конце 2008г. в Петербурге продолжили свое падение. "Петербуржцы за последние три года узнали, что такое настоящий автомобиль. А гонка роста цен, придуманная нашим правительством, не панацея от кризисной болезни. Рынок Петербурга насыщен большим числом автомобилей с пробегом, приобретенных и обслуживавшихся у официальных дилеров, а оттого находящихся в блестящем техническом состоянии. Хорошая альтернатива для российских машин", - полагает эксперт.
По словам члена совета директоров, отвечающего за продажи и маркетинг BMW AG Яна Робертсона, "2008 год стал тяжелым годом для автомобильной индустрии по всему миру". Тем не менее, продажи компании по маркам MINI и Rolls-Royce даже выросли, что подтверждает меньшую подверженность влиянию кризиса автомобилей премиум-сегмента. По словам Я.Робертсона, в нынешних условиях важное место займет внедрение инновационных решений, позволяющих, к примеру, снижать расход топлива и выброс вредных веществ в атмосферу, для победы в обострившейся конкурентной борьбе мировых автопроизводителей.
Напомним, что в наступившем году все ведущие автопроизводители объявили о повышении цен. По некоторым брендам повышение достигло 20%.Рост цен объясняется девальвацией рубля по отношению к основным валютам и протекционистскими мерами, предпринятыми правительством РФ, в частности, повышением пошлин на ввоз иностранных автомобилей с пробегом.