В Петербурге скончался один из лидеров нонконформистского движения в СССР
Об этом сообщил на своей странице в Facebook заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский.
«Умер Володя Овчинников… Замечательный художник, порядочный, благородный человек. Абсолютно отдельный, не подверженный коллективным страстям… Он уже давно вошел в историю питерского искусства, ни одна из выставок не обходилась без его произведений – ладно скроенных, со встроенным вовнутрь развернутым нарративом, вроде бы легко читающимся, но на самом деле ускользающим, развивающимся самостоятельно, открытым в полной мере для какого-то другого, лучшего, чем мы, зрителя. К Овчинникову привыкли, его плотные граненые человечки с металлическим, малевическим, цветовым разрешением, буквально «входили в каждый дом». К Овчинникову привыкли настолько, что воспринимали его присутствие в нашем искусстве как должное: особенно не интересовались, как он живёт, чем мучается», - пишет А.Боровский.
«Как это обычно бывает с сокровенными людьми, Овчинников никогда не переводил разговор на себя, не говоря уже о самопрезентации: никакого пиара, никакой массмедийной шумихи. Овчинников был уверен: его герои говорят сами за себя, только ленивый не поймёт, что с ними происходит. А ничего особенно хорошего с ними не происходило: человечные и независимые насельники чуждого им советского мира, - ангелы, бомжи, инвалиды, мечтатели-аутсайдеры, они в новые времена ощущали себя во всё более жесткой и отчужденной реальности. В этом плане он вовсе не был русским Ботеро : герои последнего стабильны в своем мироощущении и миропонимании. Овчинниковские же - мятущиеся и неудовлетворенные. И всё более замыкающиеся в себе. Как и их создатель. Прощай, Владимир Афанасьевич!», - добавляет А.Боровский.
В.Овчинников родился в 1941 году в Пермской области в семье ленинградцев, уехавших в эвакуацию. Работал такелажником в Эрмитаже, в Мариинском театре под руководством К.Б.Кустодиева, автор росписей в храмах. В 1964 году организовал в Расстреллиевской галерее Эрмитажа получившую скандальную известность выставку пятерых художников — рабочих музея Шемякина, Кравченко, Лягачева, Уфлянда, Овчинникова. После этого участвовал в более 300 выставках в России и за рубежом. Действительный член Академии современного искусства Санкт-Петербурга. В 1971 году художник организовал в своей мастерской в Кустарном переулке одну из первых так называемых квартирных выставок, после которой Овчинникова лишили мастерской «за использование ее не по назначению».
Он также был одним из организаторов знаменитых выставок в домах культуры имени Газа и Невском в 1974 и 1975 годах. Это были первые разрешенные властями выставки неофициальных художников, на которых рядовой советский зритель впервые смог увидеть альтернативные направления отечественного современного искусства от абстракции до сюрреализма. Заслуженный художник Российской Федерации.