Санкт-Петербург и область, 26 фев 2016, 10:17

Мост к «Зенит Арене» достанется Петербургу бесплатно

Яхтенный мост почти на год раньше запланированного чиновниками срока начали строить на собственные средства крупнейшие строительные компании Петербурга
Читать в полной версии

В Петербурга начато строительство Яхтенного моста — пешеходно-транспортного моста в створе Яхтенной улицы. Этот мост необходим для доставки зрителей и участников Кубка Конфедераций FIFA 2017 года и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Бюджетный вариант

Все предыдущие проекты моста, напомним, были отвергнуты. И на средства бюджета Петербурга в прошлом году был подготовлен новый проект, который еще в прошлом году получил положительное заключение Главгосэкспертизы. Проект некоммерческий, на государственно-частное партнерство (ГЧП) не рассчитан. Никаких коммерческих объектов на нем не предусмотрено.

Не будет и платного проезда автомобилей (такой вариант предусматривался одним из предыдущих проектов). Мост рассчитан только на пешеходов и велосипедистов. В порядке исключения по нему будет разрешен только проезд спецавтотранспорта.

Длина моста сокращена по сравнению с предыдущими вариантами — вместо 1 км он будет длиной всего 491,93 метра. Ширина составит 16,29-17,1 м, высота от уровня верха проезжей части до уровня меженных вод – 21,04 м.

Ориентировочная стоимость строительства, по информации Смольного, составит 1,8 млрд рублей (хотя согласованный Главгосэкспертизой проект предусматривает несколько большую сумму - 1,975 млрд рублей).

Инвесторами станут крупнейшие строительные компании города: ОАО «Метрострой», ЗАО «Пилон», ЗАО «АБЗ-Дорстрой», ЗАО «ВАД» и ЗАО «ПО «Возрождение». Как сообщил Смольный, в феврале нынешнего года они обратились к губернатору Георгию Полтавченко «с инициативой строительства моста за счет собственных средств и дальнейшей безвозмездной передачи городу. Инициатива метростроителей и дорожников была одобрена. Курирующему вице-губернатору Игорю Албину поручено поддержать инициаторов строительства, с тем, чтобы обеспечить выполнение строительных работ в необходимые сроки».

Одна из проявивших инициативу компаний, ЗАО «Пилон», начала работы по подготовке строительной площадки в рамках государственного контракта, заключенного 11 декабря 2015 года.

Без ГЧП, зато раньше срока

Будет ли какая-нибудь компенсация инвесторам, пока не ясно. Правда, председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк сообщила, что хотя на самом мосту торговых площадей не будет, «но развитие территории вокруг моста возможно». В любом случае можно констатировать, что реализовать проект в формате ГЧП не удалось. Зато удалось начать строительство даже раньше, чем планировали в Смольном.

На проходившей 25 ноября 2015 года II ежегодной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области» первый заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Анатолий Мишанов признал, что найти партнера для ГЧП пока не удается. «Чтобы успеть построить Яхтенный мост к Кубку конфедераций, принято решение начать подготовительные работы за счет средств Санкт-Петербурга. Для этого объект был включен в АИП и мы планируем начать работы в декабре 2016 года, чтобы к маю 2017 года мост построить», — говорил тогда зампред КРТИ.

В Смольном РБК Петербург, правда, уточнили, что в бюджете-2016 запланированы расходы только на подготовку строительной площадки, а на само строительство денег нет. Несмотря на срыв всех договоренностей с предыдущими претендентами на ГЧП, средства по-прежнему рассчитывали получить от частного инвестора, соответствующие переговоры чиновники вели, как признал замминистра транспорта РФ Николай Асаул. Необходимые процедуры в рамках ГЧП были запланированы на весну 2016 года, а само концессионное соглашение чиновники, по словам А.Мишанова, намеревались заключить «в апреле-мае 2016 года».

ГЧП было обречено

Комментируя эту ситуацию, директор центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов заявил, что, по его мнению, и раньше серьезных партнеров по ГЧП, на самом деле, не было: «Коммерческая сторона проекта Яхтенного моста, по моему мнению, слабо проработана. Я не вижу в нем таких потоков, которые могли бы окупить инвестиции. Рентабельность проекта сомнительна. Иностранные компании вообще не рассматривают Россию в своих инвестиционных планах, особенно долгосрочных. У российских компаний свободных средств из-за кризиса и девальвации уже практически не осталось, а те, что есть, предпочитают вкладывать в более качественные проекты. Конечно, есть запасной вариант — предоставить проекту бюджетные гарантии возврата инвестиций, но велика вероятность, что какое-то из следующих правительств Петербурга найдет изъяны в этом договоре и откажется от бюджетных гарантий. Как произошло, например, с проектом Орловского тоннеля».

Что касается варианта реализации проекта, который выбрал Смольный, то А.Карпов полагает, что какую-то компенсацию своих вложений строители все-таки получат: «Я думаю, будут какие-то договоренности с властями. Например, им будут в приоритетном порядке отдавать городские проекты, не пуская на рынок конкурентов». Вариант возможной компенсации, на который намекнула И.Бабюк, эксперт не считает реалистичным. «Приморская территория около моста очень плотно застроена коммерческими объектами, многие из которых уже простаивают. А на Крестовском острове для серьезных объектов места нет. Ларьки поставить, конечно, можно, но они проект не окупят», — уверен А.Карпов.

К самой идее строительства моста эксперт относится неоднозначно. С одной стороны, он согласен с теми, кто давно утверждает, что чем так долго мучиться с этим проектом, проще было бы возвести временный понтонный мост для двух мероприятий, а потом его разобрать. Такое решение не так уж редко используется в аналогичных ситуациях в мировой практике. С другой стороны, он признает определенные резоны для строительства в этом месте постоянного моста. «Северо-Приморская часть Петербурга страшно уплотнена. Там катастрофический дефицит рекреационных территорий. Парк «300-летия Санкт-Петербурга» не справляется, — утверждает А.Карпов. — Мост в этом месте мог бы направить часть отдыхающих на Крестовский остров. Но для этого совершенно необходимо создать на острове объекты притяжения — новые рестораны, развлекательные центры и т.п. А для этого надо, в свою очередь, разработать продуманную концепцию развития Крестовского острова. В которой Южная дорога, к примеру, не притеснялась бы, а наоборот, развивалась — в связке с Яхтенным мостом. Крестовский остров нужно будет защитить от хаотического развития».

Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Альфа-самец на переговорах: как противостоять его манипуляциям
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях