Санкт-Петербург и область, 26 фев 2020, 17:50

Петербургу грозит острый дефицит сырья для лекарств

Читать в полной версии
Фото: Евгений Степанов/Интерпресс

Уже весной этого года петербургские фармпроизводители могут столкнуться с дефицитом сырья и компонентов для производства лекарств. Из-за коронавируса китайские заводы, которые обеспечивают около 70% поставок фармсубстанций на российские предприятия, не работают, а быстро найти им альтернативу мешает длительная регистрация новых партнеров.

Запасов хватит до весны

Компания «Вертекс» уже столкнулась с перебоями поставок из Китая, и ожидает их возобновления в марте, рассказал генеральный директор фармацевтической компании Георгий Побелянский. У «Вертекса» в общем объеме поставок фармсубстанций на субстанции китайского производства приходится 26% в денежном выражении. «Если в марте фармпроизводства в Китае не возобновят работу, то практически все заводы в России ощутят нехватку сырья», — прогнозирует генеральный директор компании «Активный компонент» Александр Семенов (у «Активного компонента» около 50 китайских поставщиков, примерно 10 из них обеспечивают 70% поставок).

«Отчасти к коронавирусу наша компания оказалась готова, потому что его распространение совпало по времени с китайским новым годом, когда никто не работает и мы заранее делали запасы», — говорит Александр Семенов. Но запасов компании хватит до апреля-мая.

«В прошлом году российские производители делали товарные запасы на 1-1,5 месяца в преддверии запуска новой системы маркировки лекарств, так что проблемы могут возникнуть, если до конца марта ситуация не нормализуется», — прогнозирует Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma.

Георгий Побелянский считает, что в зоне риска также противовирусные препараты — проблемы с ними возникнут, если Китай сфокусируется на внутреннем рынке и ограничит поставки субстанций для этих препаратов за рубеж.

Зависимость от Китая

«Учитывая, что 52% всех фармсубстанций ввозятся напрямую из Китая, от китайского сырья зависит большая часть производителей», — говорит Николай Беспалов. По его словам, ситуация менее опасна для производителей препаратов биологического происхождения (Biocad, «Герофарм», СПБНИИВС, «Самсон Мед»), но для тех, кто производит препараты химической природы, она критична.

Петербургские производители полного цикла отметили, что действительно работают с реагентами из Китая. В компании «Герофарм», например, поставки из Китая составляют несущественную долю в общем объеме закупок: это несколько позиций вспомогательных материалов в производстве и оборудования, правда, их поставки стабильны. В Biocad производители из Китая поставляют минимальное количество химических реактивов, однако найти им альтернативу в других странах будет сложно, отметили в пресс-службе компании.

Непростые альтернативы

Альтернатива на рынке есть, производят субстанции в Латинской Америке, Индии, Южной Корее, перечисляет Александр Семенов. «Но вот вам пример — мы должны были вылететь в Южную Корею на переговоры с альтернативным поставщиком и не полетим, потому что там объявлен карантин. Зависимость от Китая по всему миру большая, составляет около 70%», — говорит он.

Поставщики есть в Индии, но «нельзя просто взять и начать ввозить их сырье», отмечает Георгий Побелянский. «Каждую новую субстанцию для использования в выпуске лекарств фармпроизводитель должен зарегистрировать в России, на это требуется время», — объясняет он.

«Если китайские поставщики поднимут цены на субстанции, которые не производятся в России, то возможен рост цен на препараты и дефицит», — комментируют в пресс-службе Biocad.

Николай Беспалов полагает, что препараты вне перечня ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты — ред.) могут подорожать на 10% и более. Некоторые лекарства из перечня ЖНВЛП, наценка на которые контролируется государством, могут просто исчезнуть с рынка — себестоимость их производства повысится, а цену поднять производитель не сможет, констатирует эксперт.

В случае обострения ситуации, решить проблему могли бы разрешительные меры, например, отмена регистрации новых субстанций для фармпроизводителей, у которых есть заключения Минпромторга РФ о соответствии требованиям GMP, — говорит Георгий Побелянский. «Проблема коронавируса — хороший повод задуматься о государственной поддержке производства фармсубстанций в рамках программы Фарма 2030, должны появиться резервные российские мощности. Нужна политическая воля и быстрый мониторинг производственных мощностей», — считает Александр Семенов.

Справка

По данным RNC Pharma, в 2019 году общий объём поставок фармсубстанций из Китая в Россию в денежном выражении составил 23,6 млрд руб. (в ценах с учётом стоимости таможенной очистки и НДС). 1,83 млрд руб. приходятся на те субстанции, которые производят непосредственно в Хубэе. Еще 26% занимает Индия, но на практике индийские производители фармсубстанций сами сильно зависят от поставок китайских полупродуктов, а так же перепродают китайское сырье.

Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов