Дневник кризиса: «Пытаемся понять, где дно»
Для бизнесменов, оказавшихся в эпицентре самого сложного за последние десятилетия и непредсказуемого, по мнению большинства экспертов, экономического кризиса, борьба с ним является повседневной работой. Необходимость решения неотложных практических задач защищает делового человека от панических прогнозов и помогает найти выходы.
РБК Петербург предложил петербургским бизнесменам вести хроники своих рабочих дней в период эпидемии, делясь таким образом опытом сопротивления кризису. В сегодняшних дневниковых записях предпринимателей — вопрос об арендных ставках и реакция на озвученные Владимиром Путиным решения.
Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК «БестЪ» (одна из ведущих инвестиционно-девелоперских компаний на Северо-Западе России):
«Я думаю, мы пойдем навстречу многим арендаторам. Но мы хотим понять, где дно сегодня. Поэтому предлагаем отложить решение этого вопроса хотя бы до 1 апреля. Пока смотрим, какие отрасли больше всего пострадали, что предприняли руководители предприятий, работающих в этих отраслях, для того, чтобы остаться в живых.
Конечно, наибольшее опасение вызывает величина провала. Мы не можем понять, когда это закончится, чтобы начать убираться в собственном доме. Все сравнивают это с войной. Ну, наверное, нам нужно ее пережить. Война должна закончиться, потом будем убираться, восстанавливаться и зализывать раны...». Подробнее см.видео
Дмитрий Пинчуков, председатель совета директоров ГК «Галактика»:
«Самая большая проблема в нынешнем кризисе — это его неопределенность. Никто сейчас не скажет, насколько долго он продлится и какие последствия у него будут. Но уже сейчас можно сказать, что валютная составляющая себестоимости нашей продукции (это 25% от полной себестоимости) выросла на 20%. При этом конечные цены для потребителей мы поднять не можем, потому что покупательная способность населения продолжает снижаться. Соответственно, маржинальность производства уже снизилась и будет снижаться дальше.
Есть проблемы со сбытом. В рознице наше молоко и другую продукцию покупают, но снижаются объемы заказов со стороны госучреждений, например, школ и детских садов. Кроме того, резко упали закупки со стороны сегмента HoReCa.
Что касается недавнего выступления президента, то мне с трудом представляется, как можно всем сотрудникам перейти на нерабочую неделю. Коров нужно доить каждый день, их молоко надо перерабатывать или выливать. Розничная торговля будет присылать заказы на продукцию, их надо выполнять. Соответственно, отпустить по домам можно только часть офиса.
Кроме того, непонятно, будут ли работать банки на следующей неделе и будут ли они проводить платежи. В целом мне кажется, нерабочая неделя имела бы смысл, если бы федеральный центр выделил средства на погашение расходов коммерческих предприятий, которые в этот вынужденный отпуск уйдут. Бизнес платит зарплаты из заработанных средств, а если все отдыхают, откуда им взяться?».
Игорь Горьков, генеральный директор Nexign (разрабатывает биллинговые системы для сотовых операторов):
«К счастью, никаких экстраординарных задач сегодня на работе решать не пришлось. Большая часть наших сотрудников работает в удалённом режиме, в офисе людей совсем не много. Но нам это — не в первой.
Естественно, мы сейчас опасаемся снижения спроса, потому что транспортная доступность снизилась. Выехать к клиенту для участия в каких-то проектах как за границу, так и по России сейчас практически невозможно. Сотрудники у нас и у большинства наших клиентов сидят по домам, поэтому, безусловно, старт новых проектов сдвинется, но на какое время — сказать сложно. А выполнение начатых проектов — сильно осложнено в текущей ситуации.
Меня сегодня порадовало, что каналы сотовой связи работали более устойчиво, чем вчера. Вероятно, вчера весь город решил уйти на удалённую работу, поэтому каналы периодически падали. Сегодня такого, к счастью, не было. Значит, жизнь налаживается.
Среди всех отраслей телеком — сейчас одна из немногих, которая оказалась в выигрышной ситуации, потому что при переходе на удалённую работу возникает спрос на телеком услуги. Он растёт и, я надеюсь, что этот спрос вытянет всех поставщиков, которые работают с телекомом. Это даёт надежды, что наш бизнес выживет».
Айдар Фаррахов, руководитель компании «АРТ Личность» (профориентационный программный детский лагерь):
«Вчера и сегодня мы занимаемся организацией онлайн-смены с нашей командой вожатых. Мы с другими участниками Ассоциации программных лагерей придумали и запустили каждый на своих площадках онлайн-смены вместо весенних каникул. Любой школьник Петербурга может присоединиться к любому лагерю и прожить с ним эту неделю бесплатно. Каждый день, в течение нескольких рабочих часов, участники ассоциации по очереди включаются в онлайн-трансляцию, за которой следят сотни детей. У нас есть вожатые, есть программа, которая включает игры, челленджи. Дети готовят завтрак, делают зарядку, качественно проводят время. Сегодня, например, наши вожатые проводили эфир из Пскова, куда они уехали на карантин к родителям.
По нам очень сильно ударило решение не проводить весеннюю смену. Насколько мы поняли из документов, главный санитарный врач не давала прямого распоряжения о закрытии весенних смен, она передала это на усмотрение региональных властей, которые и пошли на такую меру исходя из эпидемиологической ситуации. Разумеется, мы вернули деньги родителям, хотя все уже было оплачено: детский оздоровительный лагерь за городом, закуплены продукты.
Наша отрасль чувствует себя тревожно, хотя мы верим, что лето вряд ли кто-то отменит. Ситуация, при которой множество детей заперто в городе, трагична, дети не будут сидеть дома, повышается бытовой травматизм, и родители это понимают. МВД вздрогнет. Возможные последствия мы видим уже сейчас, когда дети вместо школы проводят время на улице, забираясь куда не следует.
Что касается частных лагерей, то могу с уверенностью сказать, что в случае отмены летних смен не выживут 50% участников рынка. Это если не затрагивать тему социальных последствий от того, что множество социально незащищенных детей останутся без содержательного летнего отдыха, будут искать себе развлечения сами.
Надежду на будущее мне дает подготовка к лету: мы сейчас верстаем программы летних смен, обучаем вожатых, делаем онлайн-встречи с директорами площадок. Работа не останавливается, идут продажи путевок. Общаемся с профильными комитетами на тему продления летней смены лагеря с 21 до 28 дней. Мне кажется, это правильная инициатива.
Верим, что и власти, и бизнес справятся с этим вызовом, сделают правильные выводы. Запретить легче всего. Посмотрим, что будет с помощью малому и среднему бизнесу. Надежда есть, ресурсы есть, будем работать».
О том, какие решения принимает петербургский бизнес в новых условиях, читайте в обзоре РБК+
Подпишитесь на РБК Петербург в ВКонтакте, Facebook и Instagram