Санкт-Петербург и область, 26 мар 2021, 13:43

В Петербурге создан «маркетплейс» городских услуг

Читать в полной версии
(Фото: РБК Петербург)

В Петербурге разработана экосистема городских сервисов (ЭГС) — новая модель предоставления услуг горожанам в цифровом виде. В течение этого и следующего года она будет внедрена, сообщил вице-губернатор Станислав Казарин на круглом столе «Бизнесмен в цифровом Петербурге», организованном РБК Петербург. По его словам, с помощью электронных сервисов, объединенных в единую систему, петербуржцы смогут закрыть до 80% возникающих в их жизни потребностей. Предприниматели, оценившие новую модель, сравнили ее с маркетплейсом и назвали заявленный подход единственно возможным в цифровом обществе. Однако реализовать экосистему в полном виде, со всеми заявленными Станиславом Казариным сервисами, будет крайне сложно, добавили они.

Я водитель, родитель и я молодец

Экосистема городских сервисов будет включать в себя мобильные приложения, цифровые сервисы от государственных и сторонних разработчиков, а также приложения и чат-боты в соцсетях и мессенджерах. Как рассказал Станислав Казарин, сервисы будут сгруппированы по восьми основным ролям, которые играют их потребители: «Я — родитель» (электронный дневник, запись детей в городские секции, лагеря отдыха и кружки и т.д.), «Я — водитель» (выбор и оплата парковок, оформление протокола ДТП и другие), «Я — пассажир» (оплата проезда с помощью телефона, информирование об изменениях), «Я с домашним питомцем» (поиск мест выгула, поиск пропавших животных), «Я за здоровьем» (запись к врачу, электронная медкарта и т.д.), «Я здесь живу» (решение коммунальных проблем на уровне дома, двора, квартала), «Я люблю Петербург» (цифровые экскурсии, покупка билетов в театры, музеи) и «Я — молодец» (предложение инициатив, голосование по городским вопросам, ).

По словам Казарина, аудитория городских сервисов, закрывающих эти потребности, уже сейчас составляет порядка 1,5 млн человек. После объединения существующих городских услуг в экосистему и добавления в нее новых сервисов, аудитория может вырасти в два раза — до 3 млн человек. В тестовом режиме экосистема заработает в июне-июле 2021 года: «Осенью с периодичностью раз в месяц начнём поставлять новые сервисы для нашей аудитории. Хотелось бы в течение 2021-2022 годов сделать сервисы, которые закроют 60-70% возможных потребностей петербуржцев», — сказал вице-губернатор.

Услуги ЖКХ во «Вконтакте»

Город не планирует своими силами разрабатывать приложения или платформы для анонсируемой экосистемы, а намерен привлечь для этого бизнес, заявил Станислав Казарин. «Мы очень сложно реагируем на изменения как в технологической среде, так и с точки зрения дизайна. Очень бы хотелось, чтобы конечные решения для пользователей делал бизнес — быстро, эффективно и конкурентно», — сказал он.

По словам чиновника, партнёрство с бизнесом будет некоммерческим. Его суть заключается в том, что город предоставляет компаниям API (программный интерфейс приложения), доступ к информации, которая сейчас есть у государственных учреждений, возможность пользоваться этими данными. Бизнес, в свою очередь, будет создавать технологичные проекты для ЭГС и, интегрируя их со своими платформами, получать новых пользователей уже для себя.

Например, партнёром города сейчас стала социальная сеть «Вконтакте», рассказал РБК Петербург Казарин. К маю город запустит Mini Apps (мини-приложение в приложении) «Наш Петербург» во «Вконтакте» — продолжение одноименного городского портала. Это приложение позволит петербуржцу, не выходя из соцсети, отслеживать задачи, решаемые ЖКХ-службами в его районе, а также оставлять обращения для ЖКХ-служб.

User friendly важнее usability

По словам генерального директора группы компаний ЦРТ Дмитрия Дырмовского, экосистема — самый логичный путь для создания городской цифровой инфраструктуры. «Открытый API позволит привлечь большое количество разработчиков для создания различных приложений в «маркетплейс» города. Естественно, городу и бизнес-сообществу нужно будет учесть несколько важных моментов при создании этой экосисетмы», — отметил он. Во-первых, отмечает Дырмовский, нужно будет создать бесшовный переход для пользователя между этими сервисами — например, при покупке билетов в музей, другой сервис в экосистеме должен давать возможность забронировать место на парковке. Второй вопрос — защита и безопасность данных, которые будут храниться на платформе. И третье — создание стандартов качества для технологий и приложений ЭГС, чтобы граждане были уверены в достоверности данных, которые используют приложения.

Как отмечает директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ Александр Курячий, экосистемный подход более эффективен предыдущих моделей оказания госуслуг — как с точки зрения экономии бюджетных трат, так и с точки зрения удобства потребителя. «С начала двухтысячных годов в России создавалось множество цифровых порталов, которые требовали для запуска и содержания большое количество ресурсов. Две трети из них закрывалось, потому что это дорого, сложно и не нужно потребителю. Думаю, с экосистемным подходом будет иначе», — отметил он. Однако у Курячего есть опасения в организационной части реализации этого проекта. «Сегодня аудиторию привлекает не столько удобство использования сервиса, т.н. usability, сколько его дружелюбность. Например, портал «Наш Петербург» мог бы выступать хорошей площадкой для решения урбанистических проблем, но там зачастую можно получить формальный отказ, или при обращении в органы власти тебя могут направить сначала в один орган, потом в другой, третий и т.д., в очень сухой бюрократичной форме. Это не дружелюбный подход к горожанину», — говорит он.

Впрочем, и с usability городских сервисов есть проблемы, подчеркнули эксперты. По словам инвестора Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo Виктории Шамликашвили, «то, что город пытается быть современным — это позитивная тенденция». Тем не менее, она привела пример сайта Visit Petersburg как «пути в никуда». «Там есть информация о большом количестве объектов инфраструктуры, достопримечательностей; но, когда человек заходит на этот сайт, он видит некачественную картинку, некачественный текст, отвратительного качества перевод этого текста и не имеет прямой ссылки для перехода на сайт предприятия, которое там размещено», — говорит Шамликашвили.

Преграды для малого бизнеса

Некоторые участники дискуссии выразили опасения, что в масштабном проекте Смольного не сможет принять участие разнообразный по функциям и возможностям бизнес, потому что городу легче работать с крупными, давно ему известными, партнерами. «Я не вижу стремления Смольного привлекать к участию в своих проектах представителей малого и среднего бизнеса. Крупные федеральные игроки являются участниками почти всех конкурсов, а у малого и среднего бизнеса, на мой взгляд, такой возможности нет», — считает генеральный директор «Комфортел» Дмитрий Петров. Он отмечает, что в прошлом году конкурсы городского правительства для предпринимателей были миллиардные, и принять в них участие маленькой компании, даже при наличии технической и ресурсной возможности, было невозможно. «Уж если все, включая Владимира Путина, говорят о необходимости поддерживать малый бизнес — то дробите тендеры, создавайте условия, чтобы малый бизнес мог участвовать во всех программах и конкурсах», — говорит он.

Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой