Санкт-Петербург и область, 26 мар 2022, 09:52

Маршруты, санкции и топливо: Петербург начинает реформу

Читать в полной версии
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru

Петербург в целом готов к старту 1 апреля первого этапа реформы городского общественного транспорта (или, по официальной терминологии, Новой модели транспортного обслуживания). Об этом заявляют и чиновники (отвечающие также за ГУП «Пассажиравтотранс»), и одна из частных транспортных компаний, принимающих участие в реформе — ООО «Третий парк». Две другие, ООО «Вест-Сервис» (дочка ХК «Питеравто») и ООО «Домтрансавто», не ответили на вопросы РБК Петербург. Эксперты полагают, что основные проблемы проявятся примерно через полгода — как связанные с самой реформой (дефекты маршрутной сети), так и обусловленные санкционной реальностью.

Первый блин комом не будет

«Третий парк» заявил, что к первому этапу транспортной реформы «полностью готов». Насчет остальных компаний достоверной информации нет, но Комитет по транспорту по состоянию на 17 марта выразился дипломатично: «Подтверждаем, что к этому дню все они частично или полностью подготовили подвижной состав к выходу на маршруты 1 апреля». Успеют ли компании до 1 апреля решить свои проблемы, вряд ли будет известно до самого последнего момента и истина откроется только в апреле, считает транспортный инженер и автор телеграм–канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов.

«Для чиновников важно, чтобы «первый блин» не оказался «комом» — чтобы транспортная реформа стартовала успешно. Поэтому все, что не успели подготовить, наверняка будет перенесено на следующие этапы, а для старта первого этапа используют все, что успели подготовить», — полагает эксперт. А подготовить нужно было довольно много — реформа задумана весьма радикальная.

Риски новой модели

Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин связывает самый большой риск с маршрутной сеткой, из которой, по информации ГКУ «Организатор перевозок», исключили 26 маршрутов, 39 — переделали и ввели 92 новых. «Методика расчета, по которой вводится новая маршрутная сеть не обнародована, независимым специалистам не известна — и потому есть подозрения, что были использованы не оптимальные механизмы расчета пассажиропотоков», — говорит эксперт. Видимо, Комтранс хотя бы отчасти разделяет такие опасения и потому, не желая нарываться на скандалы в самом начале реформы, для первого этапа выбрал исключительно действующие до сих пор маршруты, даже никаких их не изменив. В документах они называются «маршрутами с полным сохранением трассы следования».

Эксперты считают, что в зоне реального риска уже на первом этапе также находится подвижной состав, поскольку к автобусам реформа предъявляет жесткие требования. Они должны быть относительно новыми, низкопольными, оборудованными набором современных сервисов: терминалами для безналичной оплаты проезда и приема всех видов проездных билетов (в том числе, разовых), системами видеонаблюдения и информирования, климат-контролем, а также розетками для зарядки мобильных телефонов. Хотя обеспечить все это весьма непросто, особенно для частных компаний, Комтранс отрапортовал: «Все автобусы, которые выходят на маршруты 1 апреля, — новые и современные, оформлены в едином стиле. Они отвечают всем нормам безопасности перевозок пассажиров».

«Третий парк» относительно своих автобусов уточняет: «На борту доступны все современные средства оплаты: единая карта петербуржца, банковские карты, БК «Подорожник», QR-коды и т.д. Водитель в онлайн-режиме контролирует обстановку внутри и вокруг автобуса, в этом ему помогают 6 камер и диспетчер, который всегда на связи». Обещает комитет и эффективный сервис для пассажиров, ожидающих автобусы на остановках. «Благодаря установленным системам навигации в автобусах, каждый будет отображаться в сервисах информирования: интерактивная карта маршрутной сети с планировщиком маршрутов, 2ГИС, Яндекс, Google», — сообщил Комтранс в ответе на запрос РБК Петербург.

Судя по информации Комтранса, работу систем на государственных автобусах можно проверить уже сейчас, поскольку, как утверждают чиновники, «автобусы, принадлежащие ГУП «Пассажиравтотранс», уже оборудованы всем необходимым и уже сейчас работают на маршрутах следования».

Газовые проблемы

Многие эксперты, да и чиновники, опредленные риски связывают с самым, по-видимому, радикальным элементом транспортной реформы — переводом подвижного состава на газомоторное топливо. В связи с этим Комтранс сообщил: «87% всех автобусов, которые будут эксплуатироваться по заключенным государственным контрактам, работают на сжиженном природном газе (СПГ), 13% — на компримированном природном газе (КПГ — сжатый природный газ, более экологичный и дешевый, по сравнению с бензином, дизельным топливом и пропаном)». Судя по всему, проблем с приобретением автобусов с газовыми двигателями у компаний нет. Но ситуация с газозаправочной инфраструктурой не такая однозначная.

Еще в середине февраля заместитель директора Северо-Западного филиала «Газпром газомоторное топливо» Олег Устинов на конференции «Природный газ газомоторное топливо — 2022» заявлял, что в СЗФО в целом (и в Петербурге и Ленинградской области в частности) не хватает производителей СПГ для внутреннего рынка. Впрочем, эта проблема существовала до введения Западом санкций против России в связи со спецоперацией на Украине, поскольку в те времена внутренний рынок, особенно в части газомоторного топлива, для производителей СПГ был не так привлекателен из-за небольших объемов и низкой покупательной способности потребителей. Вследствие чего они предпочитали продавать газ на экспорт. Цены на внутреннем рынке находятся под государственным регулированием, и чем сильнее они отличаются от мировых, тем выше вероятность возникновения временных локальных дефицитов СПГ внутри страны, поясняет доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко.

Как изменилась ситуация после введения санкций, пока не очень понятно, но Комтранс утверждает, что, по крайней мере, для запуска первого этапа реформы проблем с поставками газа не будет. «Обеспеченность КПГ составляет 100%. В отношении СПГ с 1 апреля 2022 года потребность обеспечена имеющимися объемами, которые готовы предоставить ООО «Газпром СПГ технологии», АО «Криогаз» и другие операторы», — заявили РБК Петербург в Комтрансе. «Третий парк» подтверждает: «Третий Парк» полностью обеспечил себя необходимыми поставками СПГ».

Особая проблема — с газозаправочными станциями. Как утверждают в Комтрансе, для КПГ вся необходимая заправочная инфраструктура создана, а для заправки автобусов СПГ перевозчики создают собственную систему заправки на выпускающих площадках подвижного состава. Подробностей чиновники не сообщили, а «Третий парк» пояснил: «Третий Парк» полностью обеспечил себя газозаправочной инфраструктурой. На площадках парка находятся также мобильные газозаправочные установки, позволяющие заправлять автобусы за 6-7 минут прямо на площадках парка, а в будущем и на разворотных кольцах».

В «Питеравто» ранее сообщали, что необходимую работу по созданию инфраструктуры СПГ-заправок компания давно ведет. «Прорабатываем разные модели — как стационарных АЗС, так и мобильных», — осенью 2021 года заявлял РБК Петербург исполнительный директор «Питеравто» Роман Юренев. Хотя подробностей и конкретных цифр он не сообщил, но твердо заявил, что серьезных проблем с подготовкой инфраструктуры у компании нет.

Электробусы и нелегалы

Что касается электробусов, то они есть только у государственного «Пассажиравтотранса» — 12 электробусов с ночной зарядкой в автопарке и длительным запасом хода. Для них не требуется дополнительная зарядная инфраструктура, сообщили в Комтрансе. С учетом положительного опыта использования электробусов в будущем их количество увеличится. По информации комитета, в 2024 году в производственной зоне «Ржевка» в Красногвардейском районе планируется создания парка на 400 электробусов.

Для борьбы с нелегальными перевозчиками Смольный, судя по ответу Комтранса, никаких новых мер не придумал. «Межведомственной транспортной комиссией Санкт-Петербурга применяются различные методы для пресечения деятельности нелегальных перевозчиков, выполняется поиск наиболее эффективных решений, к указанной работе привлекаются как федеральные органы исполнительной власти, так и исполнительные органы власти Санкт-Петербурга», — ответили в Комтрансе. Комитет запланировал увеличить количество мероприятий по пресечению деятельности нелегалов, а также рассчитывает, что «сами петербуржцы в будущем будут отдавать предпочтение именно легальным перевозчикам».

Проблемы появятся потом

Эксперты считают, что основные проблемы начнут проявляться на втором этапе реформы. Владимир Валдин предсказывает возможные проблемы из-за слабой, по его мнению, проработанности новой маршрутной сетки. Он ссылается на опыт проведения транспортных реформ в разных регионах РФ, который показывает риск временного дефицита провозной способности (из-за ошибок в планировании) на отдельных маршрутах в начальный период работы новой маршрутной сети. Между тем, Комтранс сообщил, что «основная корректировка маршрутов будет проводиться в период с 1 апреля по 15 июля 2022 года — в рамках реализации Новой модели транспортного обслуживания».

Помимо дефектов подготовки к новой модели, появятся новые проблемы, обусловленные текущей политико-экономической ситуацией, полагают эксперты. Уже сейчас Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) объявила о повышении с 1 апреля лизинговых ставок, что приведет к росту издержек компаний, владеющих в общей сложности в Петербурге 649 новыми автобусами на СПГ по лизингу этой компании.

Беспокойство транспортников вызывает и ситуация с отпускными ценами на газ — они могут вырасти по разным причинам: из-за санкционных проблем с технологическим оборудованием и сильного роста мировых цен. На это Комтранс ответил так: «Комитет по транспорту предпринимает шаги по недопущению роста стоимости природного газа для нужд перевозчиков в рамках реализации новой модели транспортного обслуживания пассажиров в Санкт-Петербурге».

Впрочем, говорит Иван Вергазов, обеспечение транспортной реформы — в значительной мере политический вопрос, и губернаторы наверняка используют свой административный ресурс для смягчения проблем с лизингом и с газом, подвластным федеральному правительству, чтобы не допустить распространения пермского казуса, когда московские транспортники отказались выходить в райцентре Кудымкар на линии до тех пор, пока местные власти не индексируют им платежи в соответствие с ростом издержек.

Дефицит запчастей и «самоедство»

На обеспечение автобусов запчастями федералы сильно влиять не могут, в то же время о важности этой проблемы заявляют не только сами транспортники, но даже и чиновники. В середине марте ее назвали главной в Комитете по транспорту, признав, что она возникла после введения масштабных санкций против РФ. Несмотря на то, что новый подвижной состав представлен в основном отечественными и белорусскими марками (МАЗ, КАМАЗ, Волгабас, ЛИАЗ, НЕФАЗ и др.), все они, как сообщил в эфире телеканала «78» глава Комтранса Кирилл Поляков, используют импортные комплектующие. В том числе, критически важные, добавляет Иван Вергазов. Чиновник допустил задержки с поставками запчастей из-за проблем с логистикой. При этом Поляков уверяет, что в целом санкции не повлияют на внедрение новой модели транспортного обслуживания Петербурга. Иван Вергазов полагает, что эта уверенность основана на возможности в первое время ремонтировать одни автобусы, снимая запчасти с других — но такое «самоедство» долго продолжаться, по его мнению, не может.

На запросы РБК Петербург производители автобусов, признавая проблему в принципе, отвечали, что все обязательства по сервисному обслуживанию поставленной автотехники будут выполнены. В то же время эксперты рынка предупреждают о росте стоимости всех автокомпонентов из-за девальвации рубля. По их мнению, запасов автозапчастей на складах дистрибьютеров и дилеров в Петербурге без поставок из-за границы хватит не более чем на полгода.

Иван Вергазов сомневается в том, что этого времени хватит на организацию обходных путей поставки запчастей (минуя страны, присоединившиеся к санкциям) и на налаживание собственного, российского, их производства. Он полагает, что серьезные проблемы с запчастями, а также с инфраструктурой (особенно с остановочными пунктами) могут возникнуть уже ко второму этапу реформы и потому она может быть перенесена на осень, а третий этап — на год.

Повтор публикации от 22.03.2022 г. 

Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году