Санкт-Петербург и область, 26 мая 2017, 12:42

«Народность» не спасла крупного петербургского ретейлера

Читать в полной версии
Фото: Дмитрий Удалов/Интерпресс

Президиум Суда по интеллектуальным правам РФ встал на сторону пермской торговой сети «Семья» в споре с петербургским ретейлером «Интерторг» из-за использования схожих товарных знаков. Об этом пишет газета «Деловой Петербург». Не исключено, что петербургской торговой сети придется снова менять название, говорят эксперты.

Тот же ребус

Конфликт между ретейлерами длится уже не первый год. Дело в том, что обе компании используют в своих брендах одну и ту же конструкцию, которая состоит из цифры «7» и слова «семья»: пермская «7я-Семья» и петербургская «7я-Народная Семья». Пермской сетью управляет УК «ЭКС», она включает в себя 73 магазина; петербургской — торговый дом «Интерторг» (вместе с сетями Spar и «Идея»), в нее входит около 400 магазинов).

До 2010 года петербургская компания эксплуатировала бренд «7я-семья», однако пермяки предъявили ей претензии в нарушении интеллектуальных прав. В 2011 году «Интерторг» зарегистрировал новый товарный знак «7я-Народная семья». После ребрендинга компании удалось временно отбиться от претензий.

Потребитель путает

Однако история на этом не закончилась. В 2015 году после череды судебных разбирательств пермская компания обратилась в Роспатент с возражением против регистрации товарного знака со словом «народная». Роспатент отказал в удовлетворении возражений. Дело дошло до Суда по интеллектуальным правам РФ — и в январе суд отменил решения Роспатента, обязав госорган повторно рассмотреть возражение пермяков. Роспатент обжаловал решение.

В суде «Роспатент» и «Интерторг» заявили, что «входящий в состав спорного товарного знака словесный элемент «народная»...меняет смысловое значение словесного элемента «семья» и может восприниматься как «народное единство; простая, непривилегированная семья», а значит, в товарные знаки вложены разные ассоциации и образы, пишет «Деловой Петербург».

Однако суд оставил без изменений решения первой инстанции, отметив, что оба бренда эксплуатируются на «товарах одного класса», а значит, шансов, что потребитель спутает два «товара», гораздо больше.

СМИ обращают внимание на то, что судебные успехи пермяков произошли после перехода туда из ТД «Интерторг» руководителя сети SPAR Антона Беловецкого. Как писали ранее «Ведомости», Беловецкий перешел в пермскую компанию в августе 2016 года. «Так сложились обстоятельства, что наши пути разошлись», — объяснила представитель «Интерторга» уход менеджера. В пермском ретейлере у Беловецкого будет больше полномочий и он сможет претендовать на опцион доли в компании, говорили тогда эксперты.

Людям все равно

Если Роспатент пересмотрит решение в сторону пермяков, по всей видимости, «Интерторгу» придется провести еще один ребрендинг. Как говорил управляющий директор брендингового агентства BrandLab Александр Еременко, стоимость бренда в ретейле одна из самых низких по отношению к стоимости бизнеса. «Она стремится к 1%. Особенно это касается формата жестких дискаунтеров и вообще магазинов у дома: людям все равно, как называется магазин, если он рядом и продает нормальные продукты. Так что цепляться за него, тратить деньги на юристов и половинчатые ребрендинги — нерационально...», — отметил он.

Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров напоминал ранее, что пять-шесть лет назад в России было около шести заметных сетей, в название которых входило слово «семья». По его словам, это одно из самых распространенных названий для ретейлеров (например, одноименная сеть есть в Калининграде), но говорить о степени смешения товарных знаков у этих трех ретейлеров неправильно, говорил он.

Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент