Санкт-Петербург и область, 26 мая 2020, 10:36

Эффект домино: чем опасен мораторий на банкротства?

Читать в полной версии
Фото: Александр Чиженок/Интерпресс

Одной из мер господдержки бизнеса во время пандемии стал запрет на возбуждение дел о банкротстве налогоплательщиков, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, а также системообразующих и стратегических предприятий. Правительство 6 апреля ввело полугодовой мораторий на банкротство таких компаний, предоставив сопутствующие гарантии.

Как предполагалось, это позволит защитить финансово устойчивые компании в сложной ситуации — и с началом восстановления экономики они смогут хотя бы частично вернуть свое финансовое положение, сохранить рабочие места и продолжить нормальную работу. Однако в результате появился высокий риск того, что вместо компаний, защищенных государством, обанкротятся их партнеры и контрагенты.

О неминуемом всплеске числа банкротств после окончания моратория РБК Петербург рассказали представители крупнейших юридических компаний. Эксперты дали советы, как защитить себя от злоупотреблений мораторием.


Андрей Гусев, управляющий партнер юридической фирмы «Борениус»:

«Суды не работали полтора месяца — с 19 марта по 11 мая. Арбитражные суды возобновили работу 12 мая. Суды общей юрисдикции также возобновили работу 12 мая, но их полноценная работа продлилась всего час в связи с продлением карантина в городе до 31 мая.

Скорее всего, рынок ждет волна исков и судебных разбирательств со стороны юридических лиц к контрагентам, потому что введенные ограничительные меры в виде запрета на работу негативно повлияли на договорные отношения между ними — отдельные договорные условия стали либо вообще неисполнимыми на неопределенное время, либо их исполнение стало затруднительным. В связи с этим юридические лица (их контрагенты) захотят освободиться от ответственности за неисполнение обязательств (ст. 401 ГК РФ) либо расторгнуть договоры или изменить их условия вследствие существенно изменившихся обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), это и повлечет за собой многочисленные судебные споры.

Мы ожидаем, что бизнес столкнется с двукратным скачком финансовой нагрузки, когда закончится отсрочка по выплате страховых взносов и налогов. В связи с этим некоторые работодатели (например, из ресторанного бизнеса) заставляют своих работников уходить в отпуск без сохранения заработной платы. Но эти действия работодателей нарушают положения трудового законодательства, поскольку отпуск без сохранения заработной платы предоставляется работникам только по их заявлениям, а оказывать на работников давление недопустимо (ст. 128 ТК РФ, п. 20 Приложения к Письму Роструда от 09.04.2020 № 0147-03-5).

Вероятнее всего, первыми пойдут в суд недовольные арендаторы, которые вносили плату за пустующие офисы и магазины и при этом не смогли договориться с арендодателями о скидке или расторжении договора. Также ожидаем обращений от поставщиков крупных сетей. Так, «Рив Гош» отказался платить поставщикам до открытия магазинов, а ретейлер X5 Retail Group уведомил поставщиков об отмене с 6 апреля моратория на штрафы (поставщики расценивают отмену моратория как «грубое нарушение федеральным ретейлом достигнутых и широко объявленных Ассоциацией компаний розничной торговли договоренностей с поставщиками»). А вот компании из перечня наиболее пострадавших отраслей мы вряд ли встретим в суде в ближайшее время, потому что они в первую очередь получили поддержку от государства.

Конечно, увеличится количество дел о банкротстве. Действующий сейчас мораторий на банкротства не останавливает кредиторов от взыскания задолженности с должников в обычном исковом производстве. Как только мораторий снимут, волна банкротств будет неизбежна. Если в нормальной ситуации компании могли бы найти выход за счёт реорганизации, сокращения издержек или увеличения прибыли, то сейчас, когда прибыль из-за карантина находится на минимальном уровне, а долги продолжают расти, ничего из этого не представляется возможным.

Примеров из судебной практики, когда компании злоупотребляют и используют ситуации с нерабочими судами, чтобы платить партнерам с задержками, пока нет».


Евгений Гурченко, руководитель судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» в Санкт-Петербурге:

«Введение моратория на банкротства ослабляет стандартные рыночные механизмы и может привести к тому, что фактические банкроты продолжат работу, создавая тем самым для контрагентов риски потери денежных средств. Во-первых, мораторий не обусловлен тем, что причиной ухудшения финансового состояния стала пандемия (в то время как некоторые европейские страны установили такое требование). Поэтому под мораторий попадают в том числе и компании, которые находились в сложном состоянии еще до пандемии.

Во-вторых, финансовая модель многих компаний, попавших под мораторий, не предполагает высокую рентабельность. Если эти компании не получат финансовую поддержку от собственников бизнеса, кредиторов или государства, в итоге они также окажутся банкротами.

В-третьих, всегда есть компании, которые используются не самым добросовестным образом. Для них процедура банкротства может стать частью плана по выводу активов, а мораторий дает время на подготовку к банкротству.

При этом нельзя забывать о возможном эффекте домино: мораторий предполагает не только ограничения на инициирование банкротства, но и запрет на принудительное взыскание задолженности с подобных компаний. Как следствие, кредиторы таких компаний не смогут получить задолженность и рискуют сами обанкротиться.

Чтобы защитить себя, нужно сделать несколько простых шагов. Прежде всего, нужно проверить, распространяется ли на вашу компанию мораторий, а также оценить, насколько он отвечает вашим интересам. Так, например, режим моратория предполагает запрет на выплату дивидендов, а также может создать риски для совершения сделок. Возможно, есть смысл заявить об отказе в его применении.

Если есть риск того, что платежеспособность компании не восстановится, необходимо рассмотреть следующие варианты действий: заблаговременно разработать возможные предложения для кредиторов по реструктуризации задолженности; начать переговоры со своими кредиторами и получить от них письменные согласия на заключение мирового соглашения в процедуре банкротства, возбужденной после отмены моратория.

Даже если ваша компания под условия моратория не попадает, следует проверить контрагентов и учесть следующие риски: действующий запрет на обращение взыскания на активы должников фактически равнозначен отказу от исполнения контрактов на период моратория. Компании освобождаются от неустойки и иных финансовых санкций за просрочку исполнения денежных обязательств. Возникают риски того, что сделки, которые совершаются компаниями, будут оспорены. Приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям (аресты сохраняются).

Эти ограничения могут серьезно сказаться на возможности нормальной работы с такими контрагентами. Поэтому можно рассмотреть возможность контрагента отказаться от действия моратория. Другим вариантом может быть переход на авансовую систему расчетов с таким контрагентом, приостановка контрактов, по которым есть риск существенных задержек платежей. Важно не забывать про прагматичный подход к оценке ваших контрагентов и постоянно мониторить их финансовое состояние, анализировать количество исков, взаимодействовать с их руководством и собственниками, чтобы понять их реальное финансовое состояние».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Записала: Елена Домброва

Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Не нужно платить штрафы и пени. Какие льготы дает налоговый мониторинг
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением