Санкт-Петербург и область, 26 июн 2008, 18:57

Эксперты: Петербургскому автопрому мешают развиваться дефицит кадров и бюрократия

Читать в полной версии

Одной из основных проблем, препятствующих развитию производств автомобилей и комплектующих в Санкт-Петербурге, является плохая транспортная доступность. По словам менеджера отдела закупок по России General Motors Ксении Комягиной, транспортная ситуация в городе такова, что потенциальный производитель автокомпонентов для предприятия GM в Шушарах должен быть размещен не дальше, чем в 5-6 км от автозавода. "В противном случае нам придется приостанавливать производство", - считает К.Комягина. Она отметила, что GM может вообще отказаться от локализации компонентов.

Серьезность ситуации с транспортом отмечает и представитель комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Петербурга Виктор Васильев. По его словам, для автопроизводств Nissan и Hyundai она несколько смягчится после строительства Западного скоростного диаметра. Первый его участок, соединяющий Морской порт Санкт-Петербург и кольцевую автодорогу, планируется запустить уже в октябре 2008г.

Другой инфраструктурной проблемой является как раз ситуация с Большим морским портом: объем переработки контейнерных грузов там пока недостаточен. "Расширение петербургского порта необходимо, - говорит К.Комягина. - Также мы бы хотели понять, когда мы сможем воспользоваться услугами порта Усть-Луга".

По мнению старшего менеджера по закупкам Ford Russia Арндта Фурманна, несмотря на рост переработки контейнерных грузов в Большом морском порту Петербурга, цены на услуги порта становятся слишком высокими.

Именно из-за высоких цен на транспортные услуги как в порту, так и на железной дороге японский автопроизводитель Suzuki вынужден пересмотреть политику по локализации. "Транспортировка из Японии комплектующих стала непомерно дорогой. Поэтому мы вынуждены пересматривать политику локализации, повышая ее долю более, чем планировалось изначально", - рассказал генеральный директор компании Suzuki в России (Suzuki Auto MFG Rus) г-н Седзи Сигеру.

Другой, ставшей уже традиционной для города на Неве проблемой, является дефицит кадров. По словам К.Комягиной, желающие устроиться на работу в GM имеются, однако они не являются безработными и просто хотят перейти из одной компании в другую. "Особенностью Петербурга является то, что людей интересует, в первую очередь, объем социального пакета и только во вторую – уровень зарплаты", - рассказывает эксперт.

Решать кадровую проблему методом активного хэдхантинга, то есть переманивания специалистов, посоветовал автопромышленникам и В.Васильев. А вот по мнению А.Фурманна, властям следует скорее задуматься об изменении миграционной политики. Кроме того, как считает представитель Ford, на работу нужно брать людей старшего поколения из-за сокращения населения региона и отсутствия на рынке достаточного количества молодых специалистов. При этом он отметил, что по сравнению с другими странами здесь подготовка инженеров лучше. "В городе можно найти отличных инженеров и образованных сотрудников, а главное, что среди инженеров есть женщины", - подчеркнул А.Фурманн, не пояснив, почему наличие женщин-инженеров является преимуществом.

Беспокоят автопромышленников и административные барьеры. "Нигде в мире мне не приходилось подписывать столько бумаг", - сетует А.Фурманн. С ним согласен и глава петербургского представительства японской организации развития внешней торговли Jetro Тэцуя Умэцу. По словам Т.Умэцу, административные барьеры, которые особенно сказываются на средних и малых компаниях, препятствуют приходу в город на Неве производителей автокомплектующих из страны восходящего Солнца. "Японские производители автокомпонентов, в основном, являются малыми и средними предприятиями, которые не могут рассчитывать на получение статуса стратегического инвестора и соответствующую поддержку", - подчеркнул Т.Умэцу.

Тем не менее, по словам В.Васильева, инвесторы, которые вкладывают в экономику Петербурга менее 3 млрд руб., ни при каких условиях не получат пятилетних налоговых льгот, которыми пользуются стратегические инвесторы. Это связано с особенностями федерального законодательства, пояснил чиновник.

Говоря о проблеме наличия в границах города на Неве свободных земельных участков, В.Васильев подчеркнул, что их практически не осталось, и производителям, возможно, вообще придется размещаться на территории соседней Ленинградской области.

Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом