Санкт-Петербург и область, 26 июн 2015, 11:24

Производитель ё-мобиля доехал до банкротства

Несостоявшегося производителя современного гибридного автомобиля могут признать банкротом
Читать в полной версии
Фото: ё-АВТО

Петербургский производитель грузовиков «Яровит Моторс», который вместе с Михаилом Прохоровым планировал серийный выпуск знаменитого ё-мобиля, находится на грани банкротства. Согласно материалам Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, который ввел процедуру наблюдения на предприятии, дело о банкротстве будет рассмотрено 10 ноября 2015 года.

Заявление о признании банкротом ЗАО «Автомобильный завод «Яровит моторс» (на 99% принадлежит нидерландской Yarovit Motors B.V. B.) подала в сентябре 2014 года компания ООО «Автомастер». Автозавод задолжал ей 5,4 млн рублей. Суд признал заявление обоснованным и ввел на предприятии процедуру наблюдения. Временным управляющим должника назначена Оксана Романова.

В 2010 году завод совместно с «ОНЭКСИМом» Михаила Прохорова запустил проект по созданию нового российского автомобиля. Для этого они создали предприятие «Ё-АВТО» (51% - у «ОНЭКСИМА» и 49% - у ЗАО «Яровит Моторс»). В том же году были представлены прототипы трех российских гибридных автомобилей (минивэн, кросс-купе и городской фургон), созданных на единой платформе.

Машины должны были собираться на купленной площадке в промзоне Марьино под Петербургом. Намерения были настолько серьезными, что уже в мае 2011 года начался официальный прием заказов на ё-мобили, а спустя два месяца был заложен первый камень в основание предприятия. Инвестиции в проект оценивались в € 260 млн. Проектная мощность завода в 2018 году должна была составить 40 тыс. автомобилей в год.

Но в итоге компания произвела всего три «ё-кроссовера» (для Михаила Прохорова, Владимира Жириновского и человека, имя которого не раскрывается). В апреле 2014 года стало известно о фактическом закрытии проекта. Компания, которая занималась проектированием машины, продала за символический € 1 всю конструкторскую документацию и исключительные права на ноу-хау. У «Ё-АВТО» остался только бренд «Ё».

Провал «ё-проекта» только продолжил череду неудач «Яровит Моторс». Еще до запуска совместного с М.Прохоровым проекта завод фактически остановился. Например, если в 2008 году предприятие выпустило 17 грузовиков, в 2009-м - уже четыре, в 2010 году - ни одного (более позднюю статистику не удалось найти). По данным СПАРК, его выручка за 2013 году составила 82 млн рублей, убыток – 39 млн рублей, кредиторская задолженность – 224 млн рублей. В том же году «Российский аукционный дом» выставлял на продажу за 200 млн рублей участок, где располагался завод (на Феодосийской улице), но актив так и не был продан. Как сообщил газете «Ведомости» президент «Яровит Моторс» Андрей Бирюков, сейчас завод остановлен.

В разговоре с изданием он пояснил причину сегодняшних судебных перипетий компании: «Наш партнер оказался несговорчивым, поэтому будем решать вопрос». А.Бирюков пообещал «не допустить банкротства» предприятия.

РБК Петербург запросил более подробный комментарий и в «Яровит Моторс», и в компании, которая хочет его обанкротить («Автомастер»). В последней отказались прокомментировать дело.

Ольга Зарубина, Роман Кизыма

Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе