Цены в маршрутках отпустят в свободное плавание
С января 2016 года цены за проезд в маршрутках будут формировать сами перевозчики. Как сообщили РБК Петербург в пресс-службе комитета по транспорту города, подобное изменение затронет порядка 300 маршрутов.
По данным на 25 августа 2015 года в городе действует 329 социальных и 297 коммерческих маршрутов. Согласно федеральному закону «Об организации перевозок пассажиров», с 11 января 2016 года Смольный не сможет никак влиять на цену на маршрутах с нерегулируемым тарифом и не оплачиваемом из бюджета.
«Если вы не несете на себе часть издержек, значит вы не регулируете тарифы», - прокомментировал РБК Петербург содержание изменений представитель пресс-службы комитета. Сейчас в городе цены регулируются на всех маршрутах, включая коммерческие, для которых устанавливается предельная верхняя планка. Последний раз она поднималась 15 июля 2015 года сразу на 11% - до 40 рублей.
При этом в комитете отмечают, что отмена подобного регулирования не обязательно ведет к росту цен. Так, в Москве, где тарифы для коммерческих перевозок не регулировались никогда, цены ниже, чем на социальных маршрутах.
Опрошенные РБК Петербург участники рынка отмечают, что пока определить влияние свободного регулирования сложно, поскольку не понятно как будет выглядеть рынок перевозок в целом. Пока компании готовы говорить лишь о текущем годе. Так, представитель компании «Третий парк» отметил, что в краткосрочной перспективе компания не рассматривает возможность повышения тарифов.
Председатель петербургской ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев добавил, что вопрос тарифов - это лишь 1% от тех нововведений, которые несет новый федеральный закон. По закону региональные власти должны разработать план организации перевозок. По его словам, разработка документа, которая могла бы идти уже 1,5 месяца, пока даже не началась. При этом эксперт напоминает, что план должен быть готов к декабрю 2015 года. «Отсутствие этого документа и даже предполагаемого проекта не позволяет достаточно определенно сказать, что на самом деле будет происходить», - добавляет В. Киселев.
Комментируя свободное формирование тарифов на коммерческих маршрутах директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, профессор Михаил Блинкин сказал, что город может обращаться с частными перевозчиками двумя цивилизованными способами и одним нецивилизованным. «Первый - который рекомендует международный союз общественного транспорта и и который действует в странах Западной Европы лет 50,- заключается в следующем: у меня в городе работают муниципальные и частные перевозчики, я им устанавливаю маршруты и расписание, на тендерах разыгрываю эти маршруты и расписания и плачу им за выполненные рейсы из городской кассы, в которую собирается вся выручка от билетов. В этой схеме мы разделили отношения пассажира, который платит за билет по установленному городом тарифу и отношения города с перевозчиком, который выкупает рейсы".
Второй вариант, когда город говорит - вы работаете на этих маршрутах, у меня нет с вами никаких отношений и вы сами решаете что рентабельно, что не рентабельно и устанавливаете тариф. «Второй способ не считается хорошим, предпочтение отдается первому, но считается допустимым»,- говорит М. Блинкин.
Третий вариант, который никто не считает правильным, - город ничего у перевозчиков не покупает, ни в какие коммерческие отношения не вступает, но волевым порядком регулирует тариф. "Это просто плохой вариант, с какой стати вы регулируете тарифы?", - говорит Блинкин, отмечая, что Петербург переходит к способу номер два.