В Петербурге обсуждают строительство новой транспортной ветки
ГК «Арсенал Недвижимость» рассматривает возможность строительства линии легкорельсового транспорта (ЛРТ), которая пройдет через поселок Бугры и свяжет станции метро «Парнас» и «Девяткино». Девелопер собирается реализовать проект в партнерстве с канадской компанией Vision Transportation Group и рассчитывает привлечь в качестве соинвесторов застройщиков, которые возводят жилье на территориях, где предположительно пройдет маршрут лекгорельса. Эксперты полагают, что улучшение транспортной ситуации повысит спрос на недвижимость, однако указывают на значительные риски проекта. Главные из них — дороговизна и длительные сроки окупаемости.
От Парнаса до Девяткино
По данным пресс-службы правительства Ленобласти, согласно презентованному проекту ГК «Арсенал Недвижимость», линия ЛРТ пройдет от станции метро «Парнас», потом по пр. Энгельса в сторону ТЦ «Мега Парнас», затем в Бугры и Мурино. Конечной точкой трассы станет ТПУ «Девяткино». Завершить проект, согласно рассчетам его авторов, можно к 2025 году. Объем инвестиций пока не называется. По оценкам заместителя генерального директора ООО «СПб Институт транспортных систем» Елены Ноговой, стоимость строительства трассы может превысить 30 млрд руб.
РБК Петербург направил запрос в ГК «Арсенал Недвижимость» с просьбой болле подробно прокомментировать планы строительства линии ЛРТ. По данным пресс-службы правительства Ленобласти, девелопер намерен реализовать проект в партнерстве с канадской Vision Transportation Group. Эта компания занимается развитием проектов в сфере транспортной инфраструктуры.
Как пишет газета «Коммерсант», авторы проекта не рассчитывают на государственные вложения. Известно, что в качестве соинвесторов «Арсенал Недвижимость» планирует привлечь к финансированию проекта девелоперов, работающих на территориях, по которым пройдет линия ЛРТ. Сама ГК «Арсенал Недвижимость» строит в Буграх ЖК «Энфилд» общей площадью около 300 тыс. кв. м жилья. По данным правительства Ленобласти, компания планирует увеличить площадь жилой застройки в этом населенном пункте.
Логично, но маловероятно
По мнению Елены Ноговой, выбранная модель финансирования проекта вполне логична. «Есть немало зарубежных примеров, когда объекты недвижимости рядом с новыми инфраструктурными проектами становятся дороже. Неудивительно, что «Арсенал» задумался о строительстве новой линии», — поясняет эксперт.
Однако другие специалисты указывают на существенные риски проекта. Так, по словам генерального директора Colliers International в Петербурге Андрея Косарева, подобные проекты — очень дорогие, и обычно их реализация возможна только в форме ГЧП. «Возможна также комбинированная схема финансирования — и с участием государства, и с участием нескольких частных компаний», — говорит Косарев.
Отметим, что планы строительства линий ЛРТ несколько раз анонсировались правительством Петербурга. Так, весной 2014 года сообщалось, что первая линия легкорельсового трамвая появится в Петербурге между метро Купчино и аэропортом Пулково. Позднее, на Петербургском международном экономическом форуме в 2018 году было подписано два соглашения по подобным проектам. В частности, турецкая «Ренейссанс Констракшн» проявляла интерес к строительству трамвайной линии от станции метро «Южная» до Колпино. ООО «БалтНеджСервис» (дочерняя структура АБЗ-1 и АО «Газпромбанк»), планировало построить линию скоростного трамвая от станции метро «Купчино» до Славянки через поселок Шушары. Однако в итоге инвесторов на эти проекты найти не удалось.
Справка:
В Петербурге есть примеры, когда частный бизнес инвестировал в развитие наземного транспорта. Например, ООО «Транспортная концессионная компания» с 2016 года занимается реконструкцией трамвайной сети в Красногвардейском районе Петербурга. Концессионное соглашение между Смольным и ТКК включает в себя строительство трамвайных путей с покрытием, обеспечивающим бесшумный ход по четырем маршрутам (проект «Чижик»). Общая стоимость реализации проекта, составляет 33,7 млрд руб. В августе 2019 года стало известно, что ТКК готовит концепцию частной трамвайной сети между Петербургом и Всеволожском. Совладельцы ООО «ТКК», по СПАРК — ИК «Лидер», Группа ЛСР, ОО «Новое качество дорог», а также ряд зарубежных компаний, в том числе, структуры, связанные с Российско-китайским инвестиционным фондом, суверенный фонд Бахрейна Mumtalakat и другие.