Стало известно, куда переедет СПбГУ
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение федеральным органам исполнительной власти выделить средства на проектные работы для строительства единого кампуса СПбГУ. Как пишет «Город 812» со ссылкой на материалы ректорского совещания, единый университетский кампус планируется построить в Пушкинском районе Петербурга. «Все студенты университета, включая петербуржцев и жителей Ленобласти, смогут проживать на территории кампуса», — говорится на сайте вуза.
Главный вуз на окраине
В университете сообщили, что концепцию кампуса и прилегающей технологической долины разработала межведомственная рабочая группа под руководством министра экономического развития Максима Орешкина и с участием представителей СПбГУ, Смольного и правительства Ленобласти.
В состав единого кампуса в Пушкинском районе войдут научно-технологические комплексы (медицинский, инженерный, цифровой), учебные и учебно-лабораторные корпуса, общежития вместимостью 25 тыс. мест, конгресс-центр, а также объекты спортивной инфраструктуры (плавательный бассейн, каток с искусственным льдом, крытый многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс, открытый стадион).
«Строительство кампуса будет идти параллельно с интенсивным развитием инженерной и транспортной инфраструктуры района», — заявили в СПбГУ. Правда, в качестве примера привели только линию скоростного трамвая и новый переезд через железную дорогу.
В мае этого года РБК Петербург сообщал о том, что для бывших сельскохозяйственных земель в Пушкинском районе могут изменить высотный регламент в связи с возможным строительством там кампуса главного петербургского вуза. Тогда же у некоторых депутатов петербургского парламента сложилось впечатление, что вопрос о переезде вуза фактически решен на самом высоком уровне. По словам депутата городского парламента Михаила Амосов, под кампус предполагается выделить участок площадью 300 га на землях совхоза «Детскосельский». Сейчас на этой территории запрещается возводить постройки выше 18 метров, однако для строительства кампуса требуется увеличить максимально разрешенную высоту до 28 метров.
Денег нет
СПбГУ ищет территорию под новый кампус несколько лет. Как многократно отмечали эксперты, главное препятствие в реализации проекта — отсутствие средств, которые нужны для переезда вуза. В прошлом году Дмитрий Медведев заявил, что строительство кампуса частично будет финансироваться за счет доходов от продажи объектов, которые находятся в управлении СПбГУ. По словам Дмитрия Медведева, их более 200. Совокупная рыночная стоимость университетских зданий тогда оценивалась приблизительно в 60 млрд руб.
Однако многие специалисты и депутаты городского парламента усомнились в реалистичности плана, озвученного премьер-министром. Во-первых, как заметила руководитель фракции «Партия роста» Оксана Дмитриева, стоимость создания единого кампуса оценивается примерно в 100 млрд руб. Таким образом, средств от реализации зданий в любом случае будет недостаточно. Во-вторых, исторические здания, которые планирует освободить университет, невозможно ввести в коммерческий оборот, уверен депутат от «Справедливой России» Алексей Ковалев. Против продажи зданий университета в сентябре прошлого года выступил и президент России Владимир Путин. «Во-первых, я об этом первый раз слышу, во-вторых, мне кажется, что это маловероятно. Думаю, что после того, как я сказал, что это маловероятно, это стало невозможным», — сказал президент (цитата по РИА Новости).
Серьезным препятствием к размещению кампуса в Пушкине может стать и плохая транспортная доступность этого района, считает эксперт ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин. По его словам, на сегодня транспортная стратегия Петербурга не предполагает развития инфраструктуры с учетом значительной нагрузки, которую создаст кампус. «Сейчас там всё плохо, но если чиновники возьмутся решать транспортный вопрос, то между Петербургом и Пушкиным можно и электричку пустить, и метро протянуть и автобус пустить по выделенной полосе. Но, я боюсь, что это кончится «уютными» маршрутками», — опасается эксперт. По мнению Валдина, на обеспечение транспортной доступности будущего кампуса СПбГУ потребуется примерно пять лет.