Санкт-Петербург и область, 26 окт, 09:34

«Никогда такого не было»: как в Петербурге меняются цены на вино

Прошлогоднее повышение акцизов дошло до полок ретейлеров. Наибольший рост цен, по мнению участников рынка, произошел в сегменте недорогих вин.
Читать в полной версии
Фото: Пименов Роман / PhotoXPress.ru

За год вино в магазинах Санкт-Петербурга подорожало в среднем на 10-40%. Рост цен на некоторые позиции, как сообщили РБК Петербург эксперты, достиг 60%. Участники рынка называют подорожание сдержанным — по их словам, на полке отразилось влияние только прошлогодних факторов. Новое повышение акцизов и таможенных пошлин скажется на стоимости вина только в следующем году. При этом потребительский спрос, по словам экспертов, уже перетекает в пользу других алкогольных напитков.

Ценовая динамика

Как рассказали в компании Ladoga, за последний год рост цен на вино и крепкий алкоголь в зависимости от категории составил от 10 до 30%. О повышении цен также сообщил генеральный директор компании Vinoterra Николай Утебеков. По его словам, на 30-40% выросла стоимость вин, которые компания поставляет сегменту HoReCa. Также на аналогичный процент подорожала стоимость продукции в винотеке компании. Рост цен, по словам Утебекова, происходил волнами — в сентябре 2023 года стоимость вин выросла на 10-11%, в мае 2024 года произошел еще один рост цен на аналогичный %. Летом стоимость вновь была увеличена на 10-20%.

Основатель виноторговой компании Joia Fine Wines & Spirits и генеральный директор сети винотек Joia wine store Денис Барабанов сообщил, что после ввода увеличенного акциза стоимость на полке выросла на 15-30%. По его словам, подорожание сильнее всего сказалось на винах из Италии, Франции, Испании в среднем и низком ценовых сегментах (до 1,5 тыс. руб.). Утебеков также констатирует, что летний рост цен затронул прежде всего недорогой сегмент вин. За год, по его данным, фискальная нагрузка на каждые 100 руб. закупки в недорогом сегменте выросла примерно в 5 раз. Как добавляет Барабанов, рост по некоторым позициям на полке достиг 60%.

Причины подорожания

Согласно данным Николая Утебекова, за последний год наибольшее влияние на повышение закупочной стоимости продукции оказали три фактора — увеличение таможенной пошлины в августе 2023 года с 12,5 до 20% (не менее $1,5 за 1 л), рост акцизного сбора в три раза в мае 2024 года и повышение таможенной пошлины в августе 2024 года с 20 до 25% (не менее $2 долл. за 1 л). На аналогичные причины также указывают генеральный директор сети винотек Joia wine store и компания Ladoga.

При этом в компаниях рост цен на полке называют сдержанным. По словам Утебекова, пока что рынок полностью отразил влияние факторов 2023 года. Рост цен, согласно информации представителей Ladoga, сдерживает перегретый сток, весомую часть которого импортеры завезли еще в 2022 году по низкой цене, а также существенная доля параллельного импорта, маржинальность которого очень низкая.

«Поэтому в данный момент увеличение себестоимости не сильно сказалось на росте цен», — констатируют представители компании.

Утебеков полагает, что повышения акцизов и пошлин, которые произошли в этом году, отразятся на конечной стоимости продукции в 2025-м.

«Изменения мая 2024 года по моему прогнозу будут видны только к концу 2024 года, изменения августа в начале 2025 года. То есть, новую ценовую реальность на вино, если не будет других значительных изменений, в публичном пространстве мы сможем увидеть только через полгода», — считает эксперт.

Перераспределение спроса

Несмотря на рост цен, существенных изменений в объемах продаж ретейлеры не фиксируют. При этом, по данным совладельца сети магазинов «Реалъ» Александра Мышинского, на полках сильно меняется ассортимент.

«Динамика изменений на полке сумасшедшая — никогда такого не было. Раньше один раз в три месяца могли какие-то позиции поменяться, а сейчас каждый месяц появляется по 50-100 новых позиций», — сообщил Мышинский.

В сети Joia также отмечают, что спрос на импортное вино в низком ценовом перераспределился в пользу российского. Так, потребитель, выбиравший вина в ценовом диапазоне до 800 руб. за бутылку, сейчас перешел на вина российского производства в рамках того же сорта или стиля.

В то же время в Ladoga фиксируют, что потребители начали проявлять больше интереса к крепким алкогольным напиткам.

«Можно сказать, что сейчас рынок замер в ожидании, чем же кончится реструктуризация, и как на это будет реагировать потребитель. Уже сейчас мы наблюдаем, что модель потребления меняется — с вина люди переходят на коктейли на крепком алкоголе, например», — рассказали в компании.

Так, по данным Росалкогольтабакконтроля, за 9 месяцев 2024 года продажи алкоголя (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) выросли на 1,4%, до 166,6 млн декалитров (дал). Драйвером роста стали ликеро-водочные изделия (+16,1%, до 11,7 млн дал) и категория «другие спиртные напитки» (+15,6%, до 10,1 млн дал), в которую входят виски, ром и джин.

Повтор публикации от 24.10.2024

Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Поиск работы: что успеть сделать в новогодние каникулы
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе