Героическое прошлое и туманное будущее: что ждет Блокадную подстанцию
Для петербуржцев эта подстанция является памятником стойкости и борьбы за жизнь в блокадном городе. После зимы 1942 года подстанция дала возможность запустить в блокадном Ленинграде жизненно необходимый трамвай. Об этом подвиге напоминает установленная на фасаде здания мемориальная доска.
В течение долгих лет здание подстанции не реконструировалось. Однако в декабре 2009 года правительство Петербурга выпустило постановление о реконструкции здания. Тогда же было решено построить в нем гостиницу «Апартамент-отель», для чего подстанцию отдали компании ООО «Ройял Гарденс Отель» (летом 2013 года вошла в Группу ЛСР).
Инвестор заказал историко-культурную экспертизу здания, которая признала его не имеющим ценности. А в 2010 году Совет по сохранению культурного наследия Петербурга одобрил большинством голосов снос здания.
Пока бизнесмены разрабатывали проект будущего отеля, интерес к Блокадной подстанции проявил петербургский Цирк на Фонтанке. В феврале 2013 года новый художественный руководитель учреждения Вячеслав Полунин попросил Смольный передать здание цирку. По его планам, в его дворе можно сделать репетиционную арену.
Причем В.Полунин обещает сохранить само историческое здание подстанции. Вполне вероятно, что это станет обязательным условиям для владельцев здания, кем бы они ни были. Дело в том, что в апреле прошлого года Совет по сохранению культурного наследия повторно рассмотрел вопрос о судьбе здания и рекомендовал властям включить его в реестр охраняемых объектов в качестве регионального памятника (в таком случае здание нельзя будет разрушать).
Компания ЛСР, в свою очередь, заявила, что если проект отеля реализовать в здании не удастся, она потребует от городских властей компенсации за вложенные в проект средства. Речь идет о сумме около 400 млн рублей.
В середине апреля 2014 года, во время одного из заседаний бюджетно-финансового комитета городского парламента его председатель Константин Сухенко заявил, что Смольный может вернуть компании ЛСР средства, вложенные в тяговую подстанцию: «Я считаю, что государство и город должны вести себя честно. Если реализация инвестпроекта велась даже без надлежащего оформления, а мы решили этот проект прервать, то корректно обсуждать и определенные компенсации», - сказал К.Сухенко.
Однако не все коллеги К.Сухенко оказались столь щедрыми. Комиссия Законодательного собрания Петербурга по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам отказалась вносить в бюджет города на 2015 год 400 млн руб. для того, чтобы компенсировать затраты ЛСР. На этом история с Блокадной подстанцией в прошлом году затихла.
Пока ее судьба остается туманной. Накануне Дня празднования снятия блокады Ленинграда, 26 января 2015 года, вице-губернатор Петербурга, курирующий вопросы культуры, Владимир Кириллов отказался прокомментировать вопрос о судьбе здания. Не ответил на соответствующий запрос депутатов ЗакСа и «строительный» вице-губернатор Марат Оганесян.
Что касается претендентов на здание, то они не торопятся отказываться от него. Более того, как сообщил РБК Петербург В.Полунин, цирк уже готовит проект по приспособлению здания подстанции под свои нужды.
А в компании ЛСР, в свою очередь, напоминают, что они приостановили работы на месте подстанции после выхода распоряжения КГИОП о внесении ее в реестр объектов культурного наследия. «Сейчас выполнена научная работа по определению историко-культурной ценности всех тяговых подстанций города. Она принята КГИОПом. В соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства КГИОП должен вынести окончательное решение по этому объекту», - отмечают в пресс-службе компании. Пока это решение не принято.
«Какое бы решение ни принял КГИОП, мы признаем его, - говорит генеральный директор, председатель правления «Группы ЛСР» Александр Вахмистров - Если статус вновь выявленного объекта будет признан, то мы откажемся от строительства апарт-отеля».
Ольга Зарубина