Санкт-Петербург и область, 27 мар 2017, 15:06

Эксперты оценили вероятность продажи сети «О’КЕЙ»

Читать в полной версии
Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Генеральным директором торговой сети «О’КЕЙ» назначен Миодраг Бороевич, который до этого работал в Rewe Group — одной из крупнейших транснациональных розничных компаний. Это знаковое событие, за которым могут последовать важные изменения в развитии сети. Эксперты предположили два возможных варианта. По одному из них компанию ждет смена собственников.

Зачем он пришел

В пользу версии о том, что задача нового управленца — подготовить «О’КЕЙ» к продаже, говорит сам выбор кандидата, полагает гендиректор INFOLine Иван Федяков. По его мнению, маловероятно, что М. Бороевич нужен акционерам «О’КЕЯ» в качестве кризисного управляющего.

«Любому иностранному управленцу требуются годы, чтобы стать дееспособным в специфическом российском ретейле. Например, топ-менеджер «Дикси» из Испании не смог улучшить финансовые показатели компании и покинул ее спустя год работы. Даже если предположить, что М. Бороевич обладает опытом управления крупной сетью в кризисной ситуации, адаптировать эти навыки к российскому рынку будет крайне сложно», — пояснил эксперт.

Гораздо важнее для российского ретейлера могут оказаться совсем другие компетенции М. Бороевича — налаженные связи в западных деловых кругах, которые помогут наладить эффективный диалог с потенциальными покупателями сети.

«М. Бороевич долгое время находился у руля крупнейших международных сетей. Если собственники хотят продать «О’КЕЙ», то М. Бороевич сможет лучше российского управленца найти общий язык с западным инвестором. Перед ним может стоять задача в сжатые сроки «упаковать» «О’КЕЙ» и подготовить актив к продаже», — сказал И. Федяков РБК Петербург.

Не каждому по карману

Как считает глава INFOLine, не исключено, что интерес к «О’КЕЮ» проявляет и сама Rewe Group, где раньше работал М. Бороевич. В пользу такой версии косвенно говорит тот факт, что весной 2015 года гендиректор Rewe Group Франк Хенсель говорил о планах расширять бизнес в России (пока компания представлена в России дочерней сетью Billa, работающей в сегменте эконом-ретейла).

Оптимальная стратегия развития крупного западного ретейлера на российском рынке — покупка конкурентов, считает гендиректор консалтинговой компании Accentis Жислан Ватело. По его мнению, такой актив как «О’КЕЙ» может быть интересен в первую очередь крупным иностранным игрокам.

«Надо понимать, что «О’КЕЙ» — очень дорогой актив. Достаточными ресурсами для его покупки обладают только крупные западные ретейлеры — такие как Walmart или тот же Rewe. Для них покупка может быть целесообразной, так как строить бизнес в России с нуля для игроков такого калибра бессмысленно — слишком динамично развиваются конкуренты», — резюмирует специалист.

В самих компаниях запрос РБК Петербург о вероятности сделки оставили без ответа.

Хотят развиваться

Впрочем, один из источников в петербургском ретейле выдвинул другую версию. По его мнению, назначение М. Бороевича скорее говорит о том, что акционеры «О’КЕЯ» намерены развивать бизнес.

Собеседник РБК Петербург слышал о переговорах между собственниками российской сети с иностранным инвестором. Однако стороны не сошлись в цене. «Переговоры действительно велись, причем с иностранными, а не с российскими, как писали СМИ, инвесторами, однако стороны не договорились о цене. В этой связи менять директора логично. Продажа группы не удалась, компании надо двигаться дальше. В принципе, все понимали, что Хейго Кера (бывший генеральный директор сети — ред.) — это временный управленец. Назначение Бороевича говорит в пользу того, что собственники решили развивать компанию своими силами», — говорит источник РБК Петербург.

Не самый важный бизнес

Однако в текущей рыночной ситуации «О’КЕЮ» будет сложно укрепить свое положение на рынке, сомневается Ж. Ватело.

«О’КЕЙ» сейчас находится не в лучшем положении, капитализация компании могла бы быть и выше. Однако ждать улучшения для собственников рискованно, так как сеть уже сейчас серьезно уступает конкурентам — как по динамике роста, так и по эффективности. Продолжая терять конкурентоспособность, «О’КЕЙ» как актив становится все менее привлекателен для инвесторов», — пояснил эксперт.

Впрочем, для собственников «О’КЕЯ» некоторое снижение капитализации компании может оказаться некритичным, предположил Ж. Ватело. «В бизнесе собственников «О’КЕЯ» ретейл занимает сравнительно небольшую часть. Не исключено, что сеть не является для них стратегическим активом. Поэтому они могут и не стремиться заработать сверхприбылей на продаже розничного бизнеса, по крайне мере, это может не иметь для них первостепенного значения», — сказал эксперт РБК Петербург.

Справка

Группа Rewe была основана в 1927 году в Кельне. В настоящий момент компания представлена 15 тыс. магазинов различного формата — от продуктового ретейла до DIY — в 20 странах Европы. Оборот группы в 2015 году превысил 52 млрд евро.

Группа «О'КЕЙ» начала свою деятельность в Петербурге в 2002 году. Сегодня сеть насчитывает 110 магазинов. Продажи группы в 2016 году превысили 170 млрд руб. Основные акционеры «О’КЕЙ» — Дмитрий Коржев, Дмитрий Троицкий и Борис Волчек. По данным ретейлера, связанные с ними юрлица контролируют 78,97% компании. Согласно источникам РБК Петербург, владельцам «О’КЕЙ» принадлежат грузинский золотодобытчик Rich Metal Group, а также проекты в девелопменте и автобизнесе.

Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Социальная смерть. В Гарварде назвали главную причину несчастья на работе
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
ФНС взыщет ущерб за налоговые преступления бизнеса с физлиц. В чем суть
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Не только овощи и фрукты: что есть для здоровья сердца
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии