Молдавия отменила многолетнюю ж/д блокаду Приднестровья
Кишинев и Тирасполь возобновили полноценное грузовое железнодорожное сообщение через территорию Приднестровья, прерванное шесть лет назад. Как сообщили РБК в молдавском правительстве, первый грузовой поезд с приднестровской продукцией впервые после 6-летней паузы отправился со станции приднестровского города Рыбница в направлении Украины по кратчайшему пути — через приднестровский регион, а не через север Молдавии, в обход Приднестровья, как это происходило ранее. Поезд был загружен продукцией Молдавского металлургического завода, расположенного в Рыбнице и контролируемого российской компанией "Металлоинвест" российского бизнесмена Алишера Усманова. В торжественной церемонии отправки первого грузового поезда приняли участие премьер-министр Молдавии Влад Филат и глава Приднестровья Евгений Шевчук. Как сообщалось ранее, протокольное решение о возобновлении грузового железнодорожного сообщения через Приднестровский регион В.Филат и Е.Шевчук подписали 30 марта 2012г. С целью возобновления грузового железнодорожного сообщения стороны создали две совместные зоны таможенного контроля (СЗТК) на железнодорожных станциях Бендеры-2 и Рыбница для проведения совместного таможенного контроля. Здесь будет реализован принцип одной остановки, что должно сократить временные затраты, связанные с проведением таможенных формальностей. Грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено 4 марта 2006г., после того как власти Молдавии и Украины ввели новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу, предусматривающие обязательное наличие у приднестровских товаров молдавского таможенного оформления. Прекращение пропуска грузов, оформленных приднестровской таможней, в Тирасполе расценили как экономическую блокаду Приднестровья и блокировали железнодорожное движение через регион. Молдавия перенаправила через север республики, в обход Приднестровья, все пассажирские и грузовые поезда, следовавшие транзитом по территории этого региона из стран СНГ в Молдавию и в обратном направлении. В результате путь удлинился примерно на 500 км, также существенно увеличилась стоимость транспортировки грузов и снизились объемы грузоперевозок, поскольку пропускная способность "северного молдавского пути" в два раза ниже приднестровского.