Санкт-Петербург и область, 27 июн 2008, 19:03

Эксперты: Качество топлива улучшится только после разделения нефтяных компаний

Читать в полной версии

Лишь разделение деятельности среди нефтяных компаний позволит сформировать адекватную ценовую политику и гарантированно качественное топливо. Такое мнение РБК высказал глава Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. "Только при реальной конкуренции можно будет говорить о действительно качественном топливе. Необходимо разделение компаний на нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и продавцов топлива — тогда будет настоящий рынок", - отметил эксперт.

При этом сегодня в Северной столице нормам качества не соответствует 10% бензина. Как сообщил руководитель Северо-Западного межрегионального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Василий Смеречук, "в Петербурге контроль качества нефтепродуктов стоит на высоком уровне". Соглашается с ним и О.Ашихмин: "За последние три года в городе не было зафиксировано ни одного случая выявления некачественного топлива".

В то же время эксперты отмечают, что независимые участники рынка сейчас сталкиваются с невозможностью приобретения топлива у вертикально интегрированных компаний (ВИНК). "Это приводит к тому, что компании вынуждены производить его самостоятельно. Именно поэтому на рынок приходит некачественное топливо", - рассказывает О.Ашихмин.

По мнению экспертов, одним из выходов является создание саморегулируемых организаций. "Они могут стать мощной структурой по контролю за адекватными свойствами топлива", - поясняет О.Ашихмин. "Сегодня большая часть топливного рынка Петербурга находится в руках ВИНКов. Так как у городских властей нет доступа к контролю качества топлива, хорошей альтернативой мог бы стать контроль со стороны монополистов", - предлагает специалист.

Заместитель генерального директора ООО "ЛУКОЙЛ Северо-Запад нефтепродукт" Максим Хибров отмечает, что сегодня у монополистов серьезных ограничений по покупке топлива нет. "Конечно, любая компания заинтересована в долгосрочных поставках. ВИНКи не хотят быть "пожарниками рынка", когда независимые компании заинтересованы в сотрудничестве только при отсутствии топлива у других операторов".

Напомним, что первым из ВИНКов на рынок нефтепродуктов города на Неве пришел ЛУКОЙЛ, потом появились ТНК, Shell и "Роснефть". Всего в Петербурге и Ленинградской области представлено 10 вертикально интегрированных и 13 независимых топливных компаний, причем 19 из них являются местными игроками. В регионе насчитывается 501 АЗС: 47,5% принадлежит монополистам, на долю независимых участников рынка приходится 52,5%.

Стоит отметить, что на сегодняшний день властные структуры не имеют должных полномочий, чтобы осуществлять контроль за качеством топлива. В этой связи, как сообщил главный эксперт департамента экономической безопасности Торгово-промышленной палаты России Александр Никитин, сегодня разрабатывается закон о защите отечественного рынка от контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции, который затронет в том числе и топливный рынок.

"В России в течение 2009г. он будет принят и вступит в силу. Государственная дума и департамент экономической безопасности ТПП РФ по инициативе последнего начали разрабатывать проект закона в конце 2007г. В течение 2008г. он будет дорабатываться и обсуждаться", - отметил собеседник РБК. Документ будет призван регламентировать производство качественной продукции в РФ, а также создаст нормы контроля за качеством продукции.

Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе