М.Гельман: Дураков в Петербурге как везде, но они здесь подняли головы
В Петербурге опечатан Музей власти, принадлежащий сыну скандально известного экс-мэра Архангельска Александра Донского, основателю Музея эротического искусства "Точка G" в Москве. В петербургском музее полиция изъяла четыре картины художника Константина Алтунина для проверки на экстремизм. Под подозрение попали изображения представителей власти в нетрадиционных образах, например, портреты Владимира Путина и Дмитрия Медведева в женском белье. Галерист Марат Гельман в беседе с корреспондентом РБК рассказал об активности "дураков во власти", почему в обществе не должны появляться "священные коровы" и как относится к цензуре в искусстве .
Марат Александрович, по вашему мнению, почему опечатали музей?
Это глупо и контрпродуктивно. Во-первых, цензура незаконна. До признания картин экстремистскими закрывать музей не имеют право. Если кому-то показалось, что картины содержат экстремистский подтекст, надо подавать в суд. Во-вторых, если до этого никто не знал о музее и об этих картинах, теперь о них будут знать все. Люди будут искать в интернете картинки, передавать друг другу.
Когда власть перестает воспринимать иронию, это говорит об определенном этапе неадекватности. Пора вспомнить песню Бориса Гребенщикова "Марш священных коров". Если допустить, что "священные коровы", о которых нельзя шутить, существуют - Олимпиада, Путин, Медведев - то неизбежно, что такой список будет расширяться. В него начинают входить губернаторы, депутаты.
Допустим, власть разучилась воспринимать иронию. А общество? Для них подобное творчество - это юмор, непристойные картинки, политический протест?
В принципе, русские склонны к самоиронии. Любой ироничный жест по отношению к власти - это одомашнивание, очеловечивание. Он показывает, что перед властью можно не только преклоняться, бояться ее, но над ней можно смеяться.
Возможно, кто-то из фанатов того или иного политика может возмутиться, увидев своего кумира в женской одежде. На этот случай перед музеем можно было поставить пояснение "здесь смеются над Путиным и Медведевым". Так было бы еще смешнее.
Мне 52 года. Из них 50 я прожил, ничего не зная в деталях о ситуации с геями. За последние два года я столько информации получил об этом, а все благодаря принятию закона о запрете пропаганды. Эффект прямо противоположный в огромном масштабе. У меня сейчас главная претензия к этим людям не в том, что они злодеи, душат свободу, а в том, что они не включают мышление, что они дураки.
А почему, по вашему, в Петербурге так много подобных скандалов? Много дураков?
Вряд ли дураков в Петербурге больше, чем где-либо в России. Но, безусловно, в Петербурге они в какой-то момент подняли головы. Одно дело, когда они обсуждали что-то на кухне, а другое - когда почувствовали поддержку. Они перестали молчать и стесняться своей глупости. Это связано с тем, что власть начала подавать какие-то странные сигналы. Поэтому в Петербурге дураки более активные.