Дневник кризиса: «Дышать разрешили, но мы еще под водой»
Российские предприниматели по просьбе РБК Петербург продолжают вести хроники своих рабочих дней в период кризиса. Они рассказывают о сложных вызовах, которые не закончились с отменой большей части карантинных ограничений — возобновление работы торговли и сферы услуг в оффлайн-формате подчеркнуло экономические проблемы, требующие от бизнеса нестандартных решений. В сегодняшней дневниковой записи — «запуганный» потребитель и смена стратегии одним из лидеров российской фитнес-индустрии.
«Сейчас мы открыли все фитнес-клубы сети. Но хотя дышать нам разрешили, мы пока еще под водой с точки зрения бизнес-процессов. Фитнес — низкомаржинальный бизнес. На ближайшие два квартала наша задача номер один - сохранить бизнес; речи о прибыли, о заработках пока не идет.
На ближайшие два квартала наша задача номер один- сохранить бизнес, речи о прибыли, о заработках пока не идет.
Часть клубов, впрочем, достаточно бодро восстанавливается и показывает хорошие результаты. Но для многих людей фитнес — это не услуга первой необходимости, поэтому активного возвращения в клубы мы не видим. За время пандемии падение выручки составило минимум 30%, приток новых клиентов упал на 50%. Сейчас почти половина продаж — это наши старые клиенты. Мы работаем практически «в ноль», но это только благодаря поддержке партнеров-арендодателей, которые дают скидки, и налоговой, предоставляющей отсрочки по выплатам.
Для возврата к докризисному показателю нам необходимо увеличить приток новых клиентов минимум на 50%, и вот с этим пока есть сложности.
Мы видим, что потребители не спешат расставаться с деньгами. На мой взгляд, клиенты экономят не столько из-за падения доходов, сколько из-за нежелания расставаться с деньгами. У многих сейчас отсутствует картина стабильного будущего, поэтому появляется страх тратить деньги здесь и сейчас. Люди, запуганные рассказами о второй волне, грядущих новых карантинах и экономических потрясениях, позволяют себе траты только на самые необходимые вещи.
Люди, запуганные рассказами о второй волне, грядущих новых карантинах и экономических потрясениях, позволяют себе траты только на самые необходимые вещи.
Что касается переговоров с арендодателями, то здесь ситуация очень разная. У нас есть несколько проектов, где собственники пошли нам навстречу, и мы сейчас реконструируем клубы полностью за их счет. Фактически они нас кредитуют, честь им и хвала. Я уверен, что пройти любой кризис сейчас смогут только те компании, которые имеют высокий уровень партнерства с поставщиками и клиентами. Это и есть сегодня главное правило выживания для всех бизнесов. Очень важно понимать, что в любой ситуации можно рассчитывать друг на друга, в том числе делиться экстра-доходами, делить риски и получить помощь.
Но по 15 клубам нам не удалось договориться с владельцами помещений. Эти клубы мы закроем, так как в следующем году они будут показывать убыток. При этом мы не стали замораживать планы по развитию, и в настоящее время на стадии подписания находятся 12 новых договоров аренды в разных городах России, из них один клуб будет открыт в Петербурге.
Огромное число людей на «удаленке» вовлеклось в спорт с помощью онлайн-платформ. Мы запустили сумасшедший цифровой фитнес проект! — порядка 40 тренировок каждый день, лекций, разнообразной полезной информации… но к бизнесу это не имеет никакого отношения. В этот период терабайты бесплатного крутого контента сыпались со всего мира, любой человек мог его бесплатно скачивать. Более того, не все потребители нашими цифровыми услугами остались довольны. Мне поступали десятки рекламаций: «Алексей, откройте фитнес-клубы, мы не можем больше прыгать перед монитором. Мы не хотим больше это видеть». Был всплеск в онлайне, а потом отток. И я рад, что мы в итоге не инвестировали в онлайн-направление деньги, хотя такие планы были.
Все эти разговоры о том, что фитнес-клубы — это публичное место, где можно заразиться, являются для нашей отрасли большим ограничителем. Пока будет продолжаться запугивание людей, будет продолжаться и снижение доходов нашей индустрии. Но мы же знаем, что регулярные занятия спортом — лучшая профилактика, которая в наших силах.
Наша задача — повысить маржинальность. В условиях сокращения входящего потока мы уверенно стали повышать цены.
Один из наших важных ответов на кризис — это смена позиционирования клубов с дискаунтеров на более дорогие. Наша задача — повысить маржинальность. В условиях сокращения входящего потока мы уверенно стали повышать цены, потому что большая часть нашей компании — это типичный дискаунтер-формат. Мы пытаемся повысить уровень обслуживания, а также средний чек.
Работать на обороте сейчас не получается, так что стараемся работать с маржинальностью».