Санкт-Петербург и область, 27 окт 2015, 10:53

Петербургские гостиницы побили трехлетний рекорд

В Петебурге зафиксировано существенное увеличение спроса на гостиничные услуги, однако участники рынка сомневаются в его долгосрочности
Читать в полной версии

По итогам девяти месяцев 2015 года загрузка петербургских гостиниц выросла в среднем на 12 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. К таким выводам пришли аналитики консалтинговой компании JLL. По их данным, каждые 7 из 10 номеров в отелях Северной столицы в текущем году были заняты круглосуточно.

В течение 2015 г., на гостиничном рынке наблюдался скачкообразный рост, констатируют аналитики JLL. По их данным, за 1 квартал 2015 г. загрузка номерного фонда в среднем увеличилась на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. За 6 месяцев текущего года прирост загрузки номеров составил уже 6,5%, а за 9 месяцев - 20% от уровня 2014 г.

Впрочем, сами участники рынка не считают нынешний успешный сезон долгосрочным трендом. Пока конкурентоспособность городских отелей обеспечивается в основном внешними факторами, которые сделали Петербург выгодным предложением на туристическом рынке. Но при изменении ситуации динамика гостиничного сектора может резко пойти на спад.

Рост по всем фронтам

Если оценивать средние результаты петербургской гостиничной отрасли за третий квартал 2015 года, то рост, по оценкам JLL, наблюдался практически по всем ключевым показателям. В частности, ADR (средняя цена номера) вырос на 8% от уровня 2014 года, а показатель RevPAR (доходность на номер) увеличился на 28%.

Главным драйвером роста петербургского гостиничного рынка в 2015 году стали гостиницы верхних ценовых сегментов, где загрузка за текущий год выросла более чем на 20%. Лучшие результаты, по данным JLL, показали отели сегмента luxury, где средний тариф вырос на 17%, а загрузка номерного фонда — на 25%. Показатель RevPAR в люксовых отелях увеличился на 47%.

Рост цифр по сравнению с 2014 годом нельзя считать показательным, поскольку прошлый туристический сезон был провальным для гостиниц Петербурга. По данным JLL, падение загрузки было от 4 до 7% в разных сегментах. Однако рост основных показателей в 2015 году наблюдался и по сравнению с 2013 годом - относительно удачным для петербургского гостиничного бизнеса в связи с проведением в городе Саммита G20.

Показатели гостиниц люксового сегмента в Петербурге в январе-сентябре 2015 года (в годовом исчислении)

Выгодная девальвация

Специалисты JLL видят несколько причин удачного сезона. «Безусловно, ослабление рубля относительно доллара/евро и усложненная процедура выезда за рубеж (для некоторых категорий граждан) увеличили поток внутренних туристов в такие города, как Санкт-Петербург и Сочи», — говорит Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. Другим благоприятным для петербургских отельеров фактором она считает повышение интереса к городу со стороны иностранных туристов.

С этим согласны и участники рынка. «Если говорить о сегменте «4 звезды», то основной спрос приходится на корпоративный туризм и иностранные туристические группы, которые раньше ехали в «3 звезды», а теперь, в связи с девальвацией рубля, могут позволить себе отели более высокого уровня», — комментирует управляющий отелем «Введенский» Андрей Ткачев. Однако он категорически не согласен с тем, что Петербург привлекает чиновников и сотрудников силовых ведомств, которым ограничен выезд за рубеж. «От этого выиграли Крым и Сочи, а в Петербург чиновники из России не поехали», — говорит А.Ткачев.

Показатели гостиниц сегмента «3 звезды» в Петербурге в январе-сентябре 2015 года (в годовом исчислении)

По его мнению, единственный сегмент рынка, который мог бы ощутить серьезный рост внутреннего туризма — это гостиницы категории «3 звезды» и ниже. Но именно в этом сегменте, по данным JLL, рост операционных показателей в текущем году оказался самым незначительным. По итогам трех кварталов загрузка таких отелей увеличилась всего на 5%, а средний тариф снизился на 1%. Незначительным оказался и рост доходности на номер — 4%. «Если говорить о бюджетных сегментах гостиничного рынка («3 звезды» и ниже), то там существенного роста спроса не наблюдается — опять-таки в силу падения платежеспособности россиян, — объясняет ситуацию владелец и главный управляющий отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. — Потенциальные клиенты таких гостиниц стали резко меньше ездить — по ним кризис ударил больнее всего».

Конъюнктурозависимые

Впрочем, даже в более высоких сегментах петербургского гостиничного рынка увеличение загрузки и тарифов не привело к ощутимому росту рентабельности гостиничного бизнеса, уверяет Андрей Ткачев. «Могу констатировать, что в сегменте «4 звезды», безусловно, произошел рост ADR и процента загрузки по отношению к 2014 году, — говорит А.Ткачев. — Выручка увеличилась в среднем на 20%, но об увеличении рентабельности говорить не приходится, поскольку затратная часть (цены на продукты, напитки, бытовую химию и пр.) выросла почти на 30%».

«В высоких сегментах рынка рост расходов сейчас компенсирован хорошим ростом доходов, но рентабельность остается примерно на одном уровне, колеблясь в пределах 1-2%, — соглашается Юнис Теймурханлы. — Но для гостиничного бизнеса, где рентабельность в среднем по рынку составляет от 35 до 50% эти колебания незначительны». Впрочем, перспективы гостиничной отрасли участники рынка оценивают крайне осторожно. «Если произойдет стабилизации рубля или его рост, это нивелирует экономическую выгоду и наши конкурентные преимущества от падения рубля», — говорит Юнис Теймурханлы.

Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом