В петербургские сети хлынуло разбавленное молоко и фальшивое масло
В последние месяцы общественные организации стали чаще информировать об обнаружении фальсифицированных молочных продуктов на полках петербургских магазинов. Ретейлеры утверждают, что стараются контролировать качество своих товаров. По их словам, несоответствие фактического качества тому, что указано в сопроводительных документах, неизбежно приводит к разрыву сотрудничества с поставщиком.
Производители, в свою очередь, утверждают, что небольшие игроки вынуждены нарушать закон — фальсификация становится способом сократить издержки в условиях, когда торговые сети требуют поставлять как можно больше дешевых продуктов.
Молоко на воде
Недавно организация «Общественный контроль» сообщала о продаже ненатурального молока и сметаны в сети «О’Кей». Речь идет о марке «Народная» (производитель — ООО «Рыбновский молочный завод», Рязанская область). Исследования показали, что молоко наполовину состояло из жиров немолочного происхождения, а доля молочного жира в сметане не превышала 74%.
При проверке «Карусели» (входит в X5 Retail Group) общественники выяснили, что три из десяти образцов мягких сыров, продаваемых в магазине, оказались подделкой. Изготовителем одного из них стала петербургская компания «Дэнмакс». Экспертиза, в частности, показала, что «Сыр Сулугуни Дэнмакс» сделан почти без молока — там его доля составляет не более 5%. Сыр «Адыгейский» под маркой «Луговая свежесть», изготовленный в Брянской области компанией «Сыр Стародубский», также состоял из 95% жиров немолочного происхождения. Третий «нарушитель» — «Сыр «Адыгейский» марки «Пан Ступка», изготовленный на ОАО «Маслосырзавод «Порховский» по заказу ООО «Торговый дом «Борис и Павел» — прибыл из Псковской области. Этот образец состоял из 91% растительных жиров.
«Магнит» также попал в список сетей, в которых нашли фальсификат. На его полках организация обнаружила молоко, разбавленное водой. Оно также, как и в случае с «О’Кеем», было произведено «Рыбновским молочным заводом» из Рязанской области (в «Магните» оно реализовалось под частной маркой торговой сети «Сметанин»).
Причем «Рыбновский молочный завод» применял разные способы фальсификации в зависимости от торговой сети, говорят общественники. В магазинах «О’Кей» (где молоко реализовывалось под брендом «Народное») в него добавляли растительные жиры. Для сети «Магнит» (под маркой «Сметанин») производители разбавляли сухое молоко водой в пропорциях один к одному. «Фальсифицировать молоко растительными жирами — более дорогое удовольствие, это молоко в «О’Кее» стоило 43 рубля за литр. А молоко в «Магните», которое было разбавлено водой, стоило всего 30 рублей», — говорит председатель организации «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий. РБК Петербург запросил комментарий от «Рыбновского молочного завода», представители предприятия не смогли ответить на вопросы издания.
По словам общественников, ретейлеры дорожат своей репутацией и боятся громких скандалов. В случае выявления фальсификата ответственные торговые сети стараются оперативно убирать «засвеченную» продукцию. Так произошло в случае с «Каруселью», утверждает В.Вишневецкий. «Магнит» пообещал разобраться в ситуации. В ответ на запрос РБК Петербург «О’Кей» сообщил, что по результатам проверки выяснилось, что в той партии молока «Народное», которая ушла на проверку, растительных жиров не было, но другие параметры, в частности, жир и белок, были ниже заявленных на упаковке. «Мы приняли решение снять это молоко с полок», — сообщила торговая сеть. Ретейлер направил претензию производителю молока и планирует в ближайшее время провести собственный аудит производства с выездом на место, а также обратиться в Роспотребнадзор Рязанской области.
Каждому по потребности
По словам главы «Общественного контроля» Всеволода Вишневецкого, лидерство по подделкам на рынке молочных продуктов занимает сливочное масло. «Недобросовестные предприниматели закупают в коробах заменители молочного жира, режут его, фасуют и продают в торговые сети. Подделать творог несколько сложнее — это более длинная цепочка, а подделать молоко могут только те, у кого есть соответствующее оборудование», — говорит он. По его словам, 50-60% сливочного масла на петербургском рынке — фальсификат. Что касается в целом молочной продукции, то здесь ситуация чуть лучше, но тоже неутешительная — около 30%. Эксперты говорят, что поскольку подделки стоят дешевле натуральной продукции, зачастую их маркируют как товары с «самой низкой ценой на полке». Учитывая, что многие торговые сети — федеральные, даже 20 копеек прибыли с одной упаковки обращаются у них в миллионы рублей в пересчете на объемы, которые сбываются по всей России, говорит В.Вишневецкий. По мнению председателя «Общественного контроля», цена за качественное молоко должна составлять не менее 50-60 рублей за литр. «Сегодня даже отпускная цена сырого молока в совхозе или колхозе не меньше 20 рублей. Это молоко надо еще перевести на перерабатывающий завод, пастеризовать, плюс упаковка, которая составляет 3-5 рублей, плюс торговая наценка, которая составляет минимум 30%», — поясняет В.Вишневецкий. А цена 30 рублей «открытым текстом говорит о невысоком качестве продукта», уверен он.
Повышенное давление
Представители торговых сетей уверяют, что следят за качеством продаваемой продукции. Как сообщил, в частности, представитель «О'Кея», производители, с которыми работает их компания, «прекрасно знают, что несоответствие фактического качества тому, что указано в официальных сопроводительных документах, рассматривается как введение в заблуждение сети и потребителей и как недопустимое ЧП и, будучи доказанным, неизбежно приводит к разрыву сотрудничества». О контроле качества говорят и другие торговые сети.
Общественники и производители, в свою очередь, отмечают, что зачастую сами ретейлеры толкают небольших поставщиков на «скользкую дорожку». Каждый год, когда торговая сеть продлевает договор с производителем, она просит его увеличить ретро-бонусы, сообщает Г.Житмарев. Максимум для бонуса по закону — это 10%. «Если бонусы уже достигли 10%, то сеть обходит закон с помощью просьбы о каких-нибудь дополнительных выплатах, например, маркетинговых. Производителю нужно закладывать эти выплаты в цену товара и повышать ее. Но повышать цену до бесконечности невозможно — особенно сейчас, когда покупательская способность падает. Тогда производитель вынужден снижать себестоимость товара — зачастую это происходит за счет снижение качества», — отмечает он. «Тут два пути: повысить цену или не заключать контракт», — добавляет Г.Житмарев.
О давлении ретейлеров на производителей говорит и президент ГК «Невские сыры» Альберт Суфияров. «Сети увеличивают свою маржу, а производители, как правило, хотят остаться на полке. Ретейлеры провоцируют их открытым текстом — им важно, чтобы была определенная цена. Поставщик, чаще всего, попадает в безвыходное положение — либо уйти с полки, либо остаться», — говорит он. По словам президента «Невских сыров», реальная себестоимость фальсифицированного товара может снизиться почти на треть. «Сети стремятся поднять маржинальность. Причем ретейлеры приводят в пример поставщиков, которые поставляют им такой же товар, но по более низкой цене (при этом они ссылаются на фальсификат)», — поясняет А.Суфияров.
По словам Г.Житмарева, крупные производители не так сильно, как мелкие игроки, ощущают на себе давление со стороны ретейлеров. поскольку последние зависимы от первых — сети не могут остаться без крупных поставщиков. «Крупному поставщику легче, если его трудно заменить, поэтому последние годы мы работаем практически без изменений условий. Обычно крупные производители отделываются мелкими проблемами, например, выводят одну или две позиции из ассортимента. А с мелкими производителями может случиться так, что они полностью лишатся места на полке», — поясняет Г.Житмарев.
Выборочный контроль
По закону в случае выявления фальсифицированной продукции штрафуется торговая сеть, реализующая товар. За фальсифицированную продукцию на своих полках магазин может быть оштрафован на сумму от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. Если эта продукция повлекла ущерб для здоровья — то на 600 тыс. рублей (повторно — на 1 млн рублей). В.Вишневецкий отмечает, что такая сумма для крупной сети — ничтожна. «Недаром у Минсельхоза возникали предложения, чтобы воспользоваться опытом ФАС и штрафовать фальсификаторов от объема их выручки. Тогда это были бы миллионы рублей», — говорит он. Однако пока эта идея так и не воплотилась в законопроект.
Еще одна проблема заключается в том, что довольно часто проверяющие органы идут навстречу ретейлеру и возбуждают дело не в отношении юридического лица, а в отношении кладовщика, администратора магазина или другого должностного лица. В этом случае штраф составляет от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.
Иногда ретейлеры действительно могут не знать о том, что продукция фальсифицирована. «Ретейлер не будет из каждой партии делать анализы. Обычно он смотрит документы, которые сопровождают каждую партию продукта», — поясняет Г.Житмарев. Это подтверждает и В.Вишневецкий. «Проверить каждую партию нет возможности. В качестве базы сети используют те доказательства, которые предоставляет поставщик — декларацию о соответствии или сертификат. Крупные сети, такие как X5 или «Лента», делают свои отборы продукции — у них есть такая служба качества. У отдельных магазинов или мелких сетей нет на это средств», — отмечает он.
Пока законодательная база, регулирующая государственный надзор за качеством и безопасностью пищевых продуктов, имеет множество лазеек для ухода от ответственности. Несмотря на то, что в настоящее время проверяющие органы не обязаны уведомлять ретейлера о планируемой проверке, любая внеплановая проверка должна проходить в присутствии уполномоченного лица магазина. В противном случае результаты проверки будут не действительны. Уполномоченное лицо может уклониться от проверки или заранее к ней приготовиться. «Естественно, менее чем за сутки они убирают всю подделку, и Роспотребнадзор не находит нарушений. На следующий день продукция опять выставляется», — говорит В.Вишневецкий.
Игроки молочного рынка считают, что для того, чтобы убрать фальсификат с полок петербургских магазинов, необходимо вмешательство третьей стороны. «Когда слабая сторона разговаривает с сильной, должны быть правила разговора. Это может быть типовой договор или условия от антимонопольщиков», — считает замдиректора «Пискаревского молзавода». По его мнению, в сложившейся ситуации также могут помочь законопроект о внесении изменений в «Закон о торговле», который ограничит бонусы тремя процентами и отменит маркетинговые выплаты (соответствующий законопроект прошел первое чтение в Госдуме) или создание «черного списка» нечестных производителей.