Санкт-Петербург и область, 27 окт 2023, 18:03

Смольный ожидает рост инвестиций в экономику Петербурга

Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба правительства Санкт-Петербурга)

Объем инвестиций в основной капитал в экономике Санкт-Петербурга, как прогнозируют в Смольном, может превысить в нынешнем году уровень прошлого года на 40-90 млрд руб. Об этом рассказал на общем собрании Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации (СПИБА) председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Алексей Зырянов.

«Мы видим, что инвестиции растут. По итогам первого полугодия 2023 года рост составляет порядка 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — отметил Алексей Зырянов. Власти города ожидают, что объем инвестиций в основной капитал может достичь по итогам года 1,04-1,09 трлн руб. Таким образом, будет превышен показатель в 970 млрд руб., заложенный в законе «О бюджете Санкт-Петербурга на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.».

Профессор кафедры финансов и учета Высшей школа менеджмента СПбГУ Елена Рогова считает вполне реалистичным достижение уровня инвестиций в основной капитал, предусмотренного в бюджете города, — около 1 трлн руб. В пользу такого прогноза говорит значительный объем вложений в различные проекты в первом полугодии. Возможно, как ожидает председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга, объем инвестиций превысит запланированный уровень на 40 и более млрд руб., однако, отметила Рогова, «нельзя сказать, что это будут какие-то огромные превышения объемов, заложенных в бюджет, при этом возможность такого роста зависит от большого количества факторов».

«Конечно, основной драйвер инвестиций — импортозамещение, связанное с производством отечественного промышленного оборудования, станков и всего, что необходимо для российской обрабатывающей промышленности», — подчеркивает Елена Рогова. В Петербурге, в частности, уже стартовало несколько крупных проектов предприятия «Силовые машины», которые будут, скорее всего, даже ускорены; на состоявшемся в этом году Петербургском международном экономическом форуме был подписан ряд соглашений с инвесторами.

Важным драйвером развития экономики, по мнению Елены Роговой, является любое строительство. Это и масштабные проекты девелопмента территорий, когда и государство вкладывает значительные средства в инфраструктуру (стимулируя, в том числе, строительство жилья, необходимого для привлечения рабочей силы). «Такой строительно-инфраструктурно-девелоперский кластер продолжит развиваться в Петербурге, и есть ряд интересных и крупных проектов на севере и юге города, в которые будет вкладываться, очевидно, большой объем инвестиций», — отмечает эксперт.

Драйверами развития экономики, привлекающими значительные инвестиции, могут стать и крупные инфраструктурные проекты, в том числе и ранее замороженные, которые, в свою очередь, будут также способствовать инвестиционную активность. В частности, Елена Рогова отмечает возможное возрождение проекта Орловского тоннеля, завершение строительства Большого Смоленского моста, что дополнительно повлечет за собой приток инвестиций в проекты в этой локации, проекты Газпрома по намыву и обустройству территорий у «Лахта Центр». «Большим плюсом для города являются, конечно, любые инвестиции в строительство инфраструктуры, в том числе государственные, — убежден эксперт. — Проект может осуществляться на принципах ГЧП, но при этом появляется возможность поучаствовать в нем и у городского бизнеса. Государственные инвестиции могут вывести на новый уровень и нашу транспортную инфраструктуру, которая пока не может похвастаться высоким уровнем развития, — прежде всего, это касается сферы общественного транспорта и таких важных направлений, как развитие метрополитена, создание скоростного трамвая до «Славянки» и т.д.

«В то же время я не вижу больших перспективных объемов инвестиций в ряд отраслей, в которые тоже много вкладывают в ВВП, — в частности, это касается логистики, — говорит Елена Рогова. — Транспортные потоки уже переориентировались, прошла растерянность, которая наблюдалась в 2022 год, и многими крупными компаниями уже сделан выбор новых направлений перевалки грузов, — и это не Санкт-Петербург. Предпочтения отдаются, как правило, Ленинградской области, где, в основном, и реализуются все крупные проекты в сферах транспорта и портовой инфраструктуры».

Продолжится, по мнению эксперта, реализация инвестиционных программ в отраслях, которые уже прошли (или проходят) через процессы импортозамещения, — в частности, мебельной, кожевенной и в целом легкой промышленности. «Однако, программы, реализуемые в этих отраслях, сами по себе не очень большого объема и я не вижу здесь перспектив для особо бурного роста, — говорит Елена Рогова. — Кроме того, проводимая ЦБ в целом кредитно-денежная политика, в том числе повышение ключевой ставки, может отпугнуть от осуществления инвестиционных программ средний и малый бизнес, — она сказывается на кредитных способностях таких предприятий и явно не способствует развитию их инвестиционного потенциала».

Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist