Санкт-Петербург и область, 27 ноя 2021, 11:02

В Петербурге насчитали 18 исторических зданий, которым угрожает ВСМ

Читать в полной версии

Градозащитное сообщество Петербурга выступило против текущей версии проекта строительства терминала для Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург — Москва. Градозащитники утверждают, что трасса навредит существующим историческим постройкам на территории, через которую будет проходить.

РБК Петербург спросил члена Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Юлию Минутину-Лобанову о том, какие здание затронет масштабный транспортный проект, чем они важны для Петербурга и каковы дальнейшие действия градозащитного сообщества.


Юлия Минутина-Лобанова, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, координатор движения «Живой город»:

«Члены Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга высказали однозначное мнение, что такой масштабный снос исторических зданий, который сейчас предполагает проект ВСМ, недопустим. Поэтому в ближайшее время будет создана рабочая группа, задача которой — найти другие варианты реализации проекта. Мы не говорим о том, что не надо вообще строить этот терминал. Мы говорим о том, как и где его строить, чтобы это было удобно для пассажиров, с одной стороны, щадяще для наследия и корректно с точки зрения закона — с другой.

В нынешней редакции проект РЖД затрагивает комплекс зданий рядом с Московским вокзалом. Он предполагает использование двух уже существующих платформ, которые освободятся за счёт отмены пригородного сообщения с Московским вокзалом. Среди нового строительства будет ещё одна платформа, терминал, автоперрон, огромная зона парковки и подъезд к вокзалу.

По проекту, терминал будет строиться на месте складов Кокорева — квартала исторических зданий на Лиговском проспекте 50-52. Помимо этого, сама трасса ВСМ предполагает снос зданий дореволюционной станции Фарфоровский пост. Новые платформы высокоскоростной магистрали РЖД предлагает устроить прямо на месте корпусов первой линии уникального микрорайона краснокирпичных домов XIX века в Купчино, уничтожив и сам исторический вокзал «Фарфоровская».

Если оценивать ущерб культурному наследию, то сегодняшний проект ВСМ суммарно предусматривает уничтожение восемнадцати исторических зданий.

«Если оценивать ущерб культурному наследию, то сегодняшний проект ВСМ суммарно предусматривает уничтожение восемнадцати исторических зданий».

Почему градозащитники считают это недопустимым? Наш город обладает удивительной исторической сохранностью, причём не отдельных зданий и памятников, а именно самой среды. Первая крупная железная дорога из Петербурга в Москву, открывшаяся в середине XIX века, очень сильно поменяла всю территорию вокруг нее. Склады Кокорева — пример того, как новый (для того времени) инфраструктурный проект сформировал вокруг себя новое городское пространство. Эта территория имеет особую планировку, образует интересный угол из двух осей — одна вдоль ж/д путей, другая — вдоль Лиговского проспекта, что порождает неповторимую организацию пространства. Сейчас это было бы экономически целесообразно превратить в живой квартал — деловой или общественный. Тем более, если на этой территории будет развиваться ВСМ, эти здания будут более, чем востребованы.

Мы в целом не против строительства терминала на этой территории, просто проект должен быть интегрирован в городскую среду и в сложившуюся историческую застройку. Для этого, видимо, придётся отказаться от каких-то масштабных решений. Если хотите проектировать свободно — проектируйте в Обухово или ближе к КАДу. Там можно развернуться и дать волю архитектурным фантазиям. В центре Петербурга есть законодательство и историческая среда. Это ограничивает порывы и заставляет принимать более взвешенные решения, которые будут учитывать не только нужды терминала, но и нужды сохранения культурного наследия.

«Мы в целом не против строительства терминала на этой территории, просто проект должен быть интегрирован в городскую среду и в сложившуюся историческую застройку».

В состав рабочей группы войдут специалисты по транспорту, сохранению культурного наследия, архитекторы и, конечно, представители РЖД. Специалисты определят, какие здания на этой территории уже потеряли ценность (там есть несколько зданий в очень тяжёлом состоянии, которые были несколько раз перестроены) и какие необходимо сохранить. К последним относятся корпуса, которые уже приведены в хорошее состояние, они могут существовать и радовать людей. Задача рабочей группы — разработать рекомендации, которые смогут максимально сохранить историческую застройку, и при этом учесть требования к проекту ВСМ. Если он действительно будет реализован».

Справка

План строительства ВСМ был согласован в начале августа 2021 года. Общая протяженность новой скоростной железной дороги составит около 680 км, из которых 43 пройдут в границах Москвы с четырьмя остановочными пунктами. Строительство магистрали планируют совместить с параллельной реконструкцией станций и обновлением путевой инфраструктуры в рамках создания МЦД-3. Стоимость проекта в Минтрансе предварительно оценили в 1,7 трлн руб. После того, как в СМИ появилась информация о возможном отказе от проекта, вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что проект не отложен и строительство ВСМ будет вестись поэтапно.

Подготовила: Виктория Саитова

Повтор публикации от 24.11.2021


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.

Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg