QR для транспорта: условия, риски и мнение эксперта
Около 75% жителей Санкт-Петербурга выступают против введения запрета на проезд в общественном транспорте без QR-кодов, подтверждающих вакцинацию от COVID-19 (ранее такая мера была введена в Татарстане). Как сообщает сервис SuperJob по итогам соответствующего соцопроса, поддерживают такие «антиковидные» меры только 14% респондентов в городе.
Процент одобряющих такую инициативу в Северной столице оказался средним для российских городов-миллионников, а вот процент противников среди опрошенных — одним из самых высоких в стране: большее несогласие идея встретила только в Челябинске (83% − «против») и Екатеринбурге (89%).
«Желание вакцинироваться»
Ранее, напомним, такой запрет был введён в Татарстане. Новая мера обернулась многочисленными скандалами в Казани — если на каком-либо маршруте пассажиры отказывались покидать транспорт и ждали полицейских, задержки доходили до получаса. В итоге пассажиропоток в общественном транспорте снизился на 20–30%.
Что касается властей Санкт-Петербурга, то они пока не планируют внедрять QR-коды на общественном транспорте. «На сегодня обсуждение такой меры в правительстве Санкт-Петербурга не идёт. Дальше всё будет зависеть от эпидемиологической обстановки и желания населения вакцинироваться», — заявил ранее председатель городского комитета по транспорту Кирилл Поляков. При этом чиновник отметил, что власти смотрят за тем, как развиваются события в Татарстане. В пресс-службе Комитете по транспорту в ответе на запрос РБК Петербург подтвердили эту информацию: «В Петербурге не рассматривается вопрос проверки QR-кодов в городском общественном транспорте, поэтому наши специалисты не прорабатывали подобные технические решения».
Не собираются этого делать и в Ленобласти. «Слухи пошли, что мы с 1 декабря вводим QR-код на транспорте. Вводить их мы не планируем», — заверил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на заседании правительства области 24 ноября, добавив при этом, что не находит оснований для отмены введенных ограничений.
«Это убивает транспорт»
Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин считает, что на данный момент действенного способа организовать эффективную, без пробок на входе, проверку QR-кодов на транспорте не существует. Он привёл в пример ситуацию в разных странах мира, где подобное всё же было реализовано с разной степенью успеха. Например, в Стамбуле проверку сумели совместить с валидациями электронного проездного при невозможности оплатить наличкой — при проходе через турникеты, как в метро, для трамваев и на входе в автобусы через первую дверь, где у водителя установлен валидатор. «Человек прикладывает к валидатору Istanbul kart (типа нашей карты горожанина) — и валидация не произойдет, если у пассажира нет HES-кода. Я лично с этим столкнулся прошедшей зимой. Но такая система вряд ли не будет создавать проблем в городах в часы пик — от пробок на входе в автобусы она не избавляет», — резонно отмечает эксперт.
В Германии, по его словам, проверку QR-кодов («паспортов здоровья») буквально на днях поручили бригадам контролеров — и пассажиров стимулируют весьма высокими штрафами. В других странах ЕС и тех развитых государствах Азии, по которым доступна информация, никакой «кодификации» городского и пригородного транспорта нет и о планах по её введению не сообщается.
Владимир Валдин считает, что разумной системы придумать не удастся: «Я категорический противник введения QR-кодов на общественном транспорте в городах, потому что это его убивает без последующего шанса на восстановление. Люди всё равно будут ездить — но пересядут в лучшем случае на подорожавшее такси, а в худшем — к нелегалам, которые и так в значительной степени контролируют эту сферу вдали от столиц. Ну и, конечно же, это будет дополнительным стимулом роста автомобилизма, и такие прогнозируемые косвенные убытки окажут на всех нас гораздо более негативное влияние, чем гипотетический эффект от такого ограничения».
Он считает, что надо проверять QR-коды на входах в те места, куда люди приезжают на транспорте — в офисах, ресторанах, театрах, учреждениях и т.п., за исключением, конечно, объектов жизненной необходимости (продовольственных магазинов, аптек и т.п.). По наблюдениям эксперта, такие меры снижают риски заражения на транспорте — потому что не имеющие сертификатов люди меньше ездят, понимая бессмысленность цели поездки, куда их потом всё равно не пустят. «При последней рабочей поездке в Москву, где действует много ограничений, я заметил, насколько меньше стало пассажиров в поездах из Петербурга, — утверждает он. — Сдвоенные «Сапсаны» уже расцеплены, в ночных поездах в разы сократилось количество купейных вагонов, а с этой недели вообще прекращает ходить «Тройка», чего не было с момента запуска этого популярного поезда аж в 1962 году».
Повтор публикации от 25.11.2021