Финляндия готовится к прорыву восточной границы
Финские власти готовятся к возможному прорыву восточной границы. Начальник отдела сухопутных и морских границ Пограничной службы Суоми Паси Костамоваара считает возможной ситуацию, при которой беженцы из России будут по всей линии границы пытаться проникнуть на сторону Финляндии, передает Yle со ссылкой на Lännen Media.
По словам П.Костамоваара, в такой ситуации у финских пограничников уже не будет хватать ресурсов для полноценной охраны государственных границ. Протяженность финско-российской границы, напомним, составляет около 1340 км.
Министр обороны Юсси Ниинистё, в свою очередь, заявляет, что в случае необходимости на границе могут быть задействованы военные.
Общая картина
За последние месяцы из России в Финляндию без надлежащих документов приехало около 1000 мигрантов (всего за 2015 год в страну прибыло более 31 000 просителей убежища). Причем, по словам президента Саули Ниинистё, в Финляндию приезжает все больше людей из относительно спокойных регионов Ближнего Востока. При этом он обращает внимание на количество национальностей среди прибывших в Финляндию просителей убежища. «Ситуация, которая все больше напоминает великое переселение народов, активно обсуждается правительством. Мы заметили, что в Финляндию приехали люди почти из 30 стран, то есть среди прибывших — представители 30 национальностей. Тут явно речь не идет о миграции, вызванной войной в Сирии и Ираке», — добавил он.
Несмотря на то, что начальник отдела по делам беженцев профильной службы Юха Симиля заявил, что из страны будут высылать мигрантов, которые уже получали соответствующий статус в России, поток беженцев не прекращается. Представителей финской стороны смущает, в первую очередь, то, что российские пограничники пропускают через границу лиц без надлежащих документов.
Ситуация с миграцией на восточной границе обсуждалась во вторник на встрече министров внутренних дел Финляндии и России. По итогам встречи глава МВД Финляндии Петтери Орпо сказал, что Финляндия и Россия имеют общую картину о происходящем на границе, и страны будут общими усилиями бороться с нелегальной миграцией и связанными с ней негативными явлениями, в том числе, организованной преступностью и терроризмом. Журналисты задали министру вопрос о возможном закрытии границы с Россией. Орпо ответил, что нужно быть готовыми ко всему, но сейчас не время для спекуляций на эту тему, а необходимо последовательно, шаг за шагом, идти к решению данной проблемы.
Неслучайный поток
Многие финские политики уверены, что проблема с потоком беженцев лежит в политической плоскости. Например, депутат парламента Суоми и бывший министр обороны Карл Хаглунд ранее говорил: «Россия очень хорошо контролирует свои границы. Там прекрасно отслеживают потоки людей. Так просто на границу никто не попадет. Россия раньше не пропускала людей без виз и других необходимых документов. Похоже, что теперь Россию устраивает эта ситуация. Необходимо путем дипломатии добиться того, чтобы Россия изменила свою политику в данном вопросе. В противном случае ситуация станет невыносимой», — заявил в интервью Yle Aamu-tv экс-министр обороны, глава Шведской народной партии Карл Хаглунд.
По словам председателя оборонной комиссии финского парламента Илкки Канерва, действия российских властей на границе с Финляндией не являются случайностью. Речь идет, в первую очередь, о состоянии отношений России и ЕС. Своими действиями Россия посылает сигнал, что не согласна с политикой изоляции, уверен политик. И.Канерва выражает уверенность в том, что Финляндия сможет самостоятельно путем переговоров с Россией урегулировать ситуацию.
Недавно финские СМИ сообщали со ссылкой на некого российского пограничника, что доставкой просителей убежища на российско-финляндскую границу занимаются сотрудники ФСБ РФ совместно с местными чиновниками и пограничниками. По его словам, силовики якобы участвуют в принятии решений о том, когда и какую машину следует пропускать через российские погранпункты. Приоритет, по его словам, отдается семьям с детьми.
Тем временем «Фонтанка» даже провела небольшое расследование об одном из способов переезда нелегалов в Европу через Петербург. Издание выяснило, в частности, что среди хлынувших в Норвегию в конце прошлого года иностранцев встретились те, кто приехал в Россию по приглашению фирм, учрежденных семьей бывшего сотрудника дипредставительства России в Сирии Виталия Генералова («Алькаир», «Авен», «Атриум», «Фокус»). В 2012 году визу для деловой поездки по приглашению петербургских компаний получили 32 сирийца, в 2013 году – 111, в 2014 году – 888. Как пишет издание со ссылкой на сотрудников Центрального УМВД, через доверенных лиц в Петербург стекались данные сирийцев, желавших переехать в Россию. От юрлиц оформлялись приглашения, на основании которых посольство РФ в Сирии выдавало визы. После того, как Европа в 2015 году открыла границы для беженцев, вполне благополучные петербургские сирийцы воспользовались возможностью и поехали в Норвегию.
Прокуратура Петербурга была поставлена миграционной службой в известность о тревожной тенденции. Позже было возбуждено дело о незаконной миграции.
Ключ взаимоуважения
Представители российских властей говорят, что готовы обсуждать вопросы по урегулированию ситуации на границе. Соответствующее заявление опубликовано на сайте российского МИДа. «Российская сторона, с пониманием относясь к озабоченностям финляндской стороны в связи с миграционным кризисом, неизменно готова обсуждать все имеющиеся вопросы в конструктивном и взаимоуважительном ключе. Российские пограничные и миграционные власти, так же как и власти Финляндии, не заинтересованы в росте миграционных потоков и ведут направленную на их сокращение разъяснительную и иную профилактическую работу в соответствии с законодательством РФ», — говорится в заявлении.
«При этом, однако, необходимо иметь в виду, что российским законодательством и международными обязательствами Российской Федерации не предусмотрено запрета на выезд из РФ лиц, не имеющих шенгенской визы», — отмечает МИД РФ.
Ожидается, что тема также будет поднята в ходе переговоров премьер-министров двух стран, которые пройдут 29 января в Петербурге.