Санкт-Петербург и область, 28 янв 2020, 15:58

Расплата за скидки: почему в Петербурге оштрафовали «Макдоналдс»

Читать в полной версии
Фото: Сергей Николаев/Интерпресс

Санкт-Петербургское управление ФАС России оштрафовало учредителя «Макдоналдс корпорейшн» (ООО «СРП») на сумму 110 тыс. руб. за нарушение закона о рекламе, говорится в официальном сообщении ведомства. Если акция была успешна, то штраф может быть куда меньше потенциального заработка ресторана, отмечают юристы.

Обещанный пирожок

По данным управления, некий заявитель в мае прошлого года посетил ресторан быстрого питания «Макдональдс» в торговом центре «Мега Икеа Парнас». Там он купил обед «МакКомбо Чикен Макнаггетс 6 шт» за 155 руб., который, как было указано в рекламном изображении киоска самообслуживания, состоял из напитка, картофеля фри, шести чикен макнаггетсов и соуса. Однако обещанный в рекламном объявлении соус ему не дали, а предложили купить отдельно за 6 руб. Тем самым, как выяснило УФАС, была нарушена ч. 7 ст. 5 закона о рекламе — то есть, в рекламе отсутствовала часть существенной для потребителя информации.

Это не первый случай, когда рекламное сообщение ресторанов расходится с действительностью. В 2017 году Петербургское УФАС оштрафовало на аналогичную сумму ООО «Бургер Рус» за то, что посетителю ресторана не выдали обещанный рекламой бесплатный пирожок с вишней. Тогда старший менеджер ресторана заявила, что, поскольку гость не попросил пирожок при заказе, то он ему и не положен.

Главный риск

«Причина таких нарушений, скорее всего, — невнимательность, а применительно к сетевым заведениям — еще и забюрократизированность процесса создания рекламных материалов и их изменения. Рестораны, особенно которые работают по франшизе, должны утверждать рекламные материалы на уровне головной компании, и не могут оперативно менять их при получении претензий потребителя», — говорит юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук.

По его словам, среди ресторанов подобные нарушения встречаются нечасто, потому что от них зависит удовлетворенность потребителя и потенциальная прибыль заведения. Риск потери клиента серьезнее штрафа, считает Андрей Алексейчук. По его словам, чтобы защитить себя от претензий, рестораторы как правило ставят на иллюстрацию оговорку «*изображен вариант в сервировки», но главное — донести до потребителя, что именно он получит при покупке. Если на картинке сырники со сметаной, то прямо указать, что сметана в стоимость не включена.

«Мелкий шрифт — уже давно не панацея от претензий. Существует немало дел, где ФАС игнорировала наличие подробных условий мелким шрифтом, потому что такой текст не воспринимался потребителем, например, на билбордах или в метро», — указывает Максим Али, руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal. Он предполагает, что для некоторых компаний штраф в 100 тыс. руб. — небольшой по сравнению с высокой отдачей от рекламы (хотя штраф может составлять и 500 тыс. руб.). Порой резонансный нецензурный слоган может дать за те же 100-500 тыс. руб. больший охват, чем реклама по ТВ или у известного блогера, отмечает Максим Али.

Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров