Потребительские кредиты становятся менее доступными
Основные тенденции на рынке розничных банковских услуг — сокращение спроса на потребительские кредиты, пересмотр рисковой политики на фоне опасений по поводу ситуации в экономике и ужесточения норм регулирования, а также переток клиентов от небольших банков к крупнейшим участникам рынка на фоне «чистки банковских рядов» со стороны Центробанка. Среди основных вызовов — повышение качества сервиса и скорости взаимодействия с клиентами как ответ на усилившуюся конкуренцию, а также развитие дистанционных каналов обслуживания.
Бум остался в прошлом
Практически все эксперты рынка сходятся во мнении, что в 2014 году темпы роста кредитования физических лиц будут замедляться. Причем этот процесс затронет все сегменты — автокредитование , кредиты наличными и ипотеку. Впрочем, речь идет все же о росте, а не о стагнации или даже падении кредитных портфелей банков. По прогнозам Райффайзенбанка, в 2014 году рынок потребительского кредитования вырастет в пределах 17-20%, автокредитования - 20%, ипотечного – 25%. «Несмотря на изменения в макроэкономической конъюнктуре, население страны продолжает делать ремонт и обновлять домашнюю технику, путешествовать и учить детей, покупать квартиры и машины в кредит», - комментирует Татьяна Савина, заместитель директора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу. Замедление темпов роста кредитной розницы вызвано как снижением спроса со стороны клиентов (например, в связи с негативной статистикой по продажам автомобилей), так и в связи с действиями, предпринятыми регулятором и самими банками. Центробанк ввел специальные меры регулирования, направленные на «охлаждение» рынка необеспеченных кредитов. Банки пересматривают подходы к выдаче кредитов, реагируя как на новые регуляции, так и на непростую экономическую ситуацию, следствием которой может стать замедление темпов роста доходов населения, а также проблемы на рынке труда.
Меньше риска
«Нововведения ЦБ затронули прежде всего те банки, которые придерживаются агрессивной кредитной политики и закладывают в ставку по кредиту возможные потери по высокорискованным сегментам заемщиков, - комментирует Татьяна Савина. - Действия регулятора привели к тому, что эта группа банков стала более взвешенно подходить к оценке рисков потребительского кредитования и даже пересматривает свои бизнес-модели». «Рост сегмента экспресс-кредитов исчерпал себя, рынок переходит на новую стадию развития, - подтверждает Иван Свитек, председатель правления Банка Хоум Кредит. - Мы будем планомерно снижать долю высокорискованных кредитов в нашем портфеле, делая фокус на привлечение качественных клиентов. Риски кредитования таких клиентов значительно ниже, поэтому мы отказываемся от высоких ставок по кредитам». Крупные универсальные банки, в свою очередь, делают упор на работу с существующей клиентской базой (прежде всего, по зарплатным проектам), ужесточая требования к «клиентам с улицы». «В начале 2013 года процент одобрения кредитов таким клиентам доходил до 50%, к концу года мы пришли к показателю в 25%. При этом процент одобрений зарплатным клиентам доходит до 70%, а по ипотеке — до 85%», - утверждает управляющий петербургским филиалом ВТБ24 Михаил Иоффе. В конечном счете для заемщиков с высоким уровнем долговой нагрузки и/или кредитного риска потребительские кредиты будут менее доступны.
Тихая гавань
Представители крупнейших банков признают, что зафиксировали существенное увеличение притока вкладов в конце прошлого — начале нынешнего года. Этот процесс связан, в первую очередь, с «чисткой рынка» со стороны Центробанка (в частности, отзыв лицензий у Мастер-банка, банка «Пушкино» и пр.) Помимо самих вкладчиков, воду на мельницу крупнейших участников рынка льют и корпоративные клиенты, которые активно переводили свои зарплатные проекты из небольших банков в топовые.
«Есть банки, которые не только потеряли долю рынка, но и уменьшили объем привлеченных средств клиентов в абсолютном выражении, — говорит Марина Гориловская, директор дирекции розничного бизнеса Банка «Санкт-Петербург». — Считать, что это лишь следствие оттока нелояльных клиентов — слишком просто. Мне кажется, многие банки, которые имели высокие ставки по вкладам, сознательно уменьшают портфели привлеченных средств в том числе и потому, что им не нужны такие дорогие деньги, их просто негде разместить».
Количество — в качество
Усиление конкуренции заставляет банки предпринимать усилия по повышению качества клиентского сервиса. «При выборе банка все более важной становится сервисная составляющая. Например, скорость принятия решения банком по кредиту, удобство и простота оформления», — комментирует председатель Северо-Западного банка Сбербанка России Дмитрий Курдюков.
«Клиенты все более требовательны и теперь более рационально тратят свое время и деньги», — говорит Татьяна Савина. Ответом на этот вызов становится развитие каналов дистанционного обслуживания, которому практически все участники рынка отдают приоритет.
В частности, Северо-Западный банк Сбербанка России по итогам 2013 года довел долю транзакционных операций, проводимых в удаленных каналах обслуживания до 82%. В онлайн постепенно переводится и открытие вкладов. Так, в том же Северо-Западном Сбербанке к концу 2013 года было открыто 61 тыс. подобных вкладов на сумму 18,3 млрд рублей.
«Cамостоятельное удаленное открытие вкладов имеет ряд преимуществ. Одно из основных - более высокие процентные ставки. Кроме того, такие вклады позволяют экономить время, так как отпадает необходимость посещать банковский офис», - отмечает Дмитрий Курдюков.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ:
Марина Гориловская, директор дирекции розничного бизнеса Банка «Санкт-Петербург»
Самое яркое событие на розничном банковском рынке — отзыв лицензий у ряда банков. Поначалу среди вкладчиков возникла паника, которая довольно быстро улеглась. В этой связи можно наблюдать четыре ярко выраженные линии поведения вкладчиков. Первая — перевод средств в госбанки. Последние хорошо подросли в том числе и за счет того, что выступали в роли платежных агентов Агентства по страхованию вкладов; многие клиенты банков с отозванной лицензией перешли к ним на обслуживание. Это в том числе и заслуга госбанков, потому что они качественно работали с новой для себя аудиторией.
Вторая линия поведения — разбить свои средства по 700 тыс. рублей (верхний порог гарантирования вкладов) и отнести их в том числе в банки, готовые предложить большие ставки по депозитам. Такие банки до сих пор есть, несмотря на то, что рынок размещения этих средств — а это в первую очередь высокомаржинальные потребительские кредиты — замедляется. Третья линия поведения — снять деньги с депозита и приобрести недвижимость. Такие клиенты есть не только в нашем банки, но у коллег. Мы видим резкий всплеск продаж у застройщиков. Наконец, четвертая линия поведения (самая для меня непонятная) — изъять деньги с депозита и поместить их в сейфовую ячейку.
Борис Федоров