Санкт-Петербург и область, 28 мар 2019, 10:32

Экономисты рассказали, что происходит с петербургской промышленностью

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Промышленность Петербурга и Ленобласти восстанавливается после кризиса 2014-2015 годов. За прошлый год и в том, и в другом регионе она выросла на 5% (при том, что в целом по России рост составил не более 2,9%), свидетельствует индекс промышленного производства (ИПП), опубликованный Петростатом. Впрочем, опрошенные РБК Петербург эксперты обращают внимание на существенные различия ИПП в Петербурге и Ленобласти — по некоторым показателям Северная столица серьезно уступает своему соседу. Экономисты объясняют это стремлением многих компаний перевести производство из Петербурга в Ленобласть по целому ряду соображений.

Единый промышленный регион

Профессор кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) Елена Ткаченко отмечает, что в Петербурге промышленность всегда растет быстрее, чем в России в целом. Этому благоприятствуют специфические факторы, характерные для нашего города. В частности, рост ряда промышленных сегментов в 2018 году был обусловлен увеличением объема заказов от строительства (само оно не учитывается в ИПП, его учитывают отдельно), которое в последнее время заметно растет, главным образом, вследствие сохранения благоприятных для покупателей условий ипотеки. Выше среднего уровня росло в 2018 году, помимо «прочих транспортных средств и оборудования», также производство напитков (20%), одежды (15%), «машин и оборудования, не включенных в другие группировки» (15,7%), электрооборудование (16,8%), деревообработка (11%), и др.

Лидером роста в Петербурге стало транспортное машиностроение в сегменте производства «прочих транспортных средств и оборудования». Оно выросло на 32,1%. В этот сегмент входят отрасли со значительной продолжительностью производственного цикла, и такой рост может быть обусловлен сдачей заказов, изготовление которых продолжалось на протяжении ряда предшествующих отчетных периодов. Например, как говорит главный специалист отдела маркетинговых исследований и аналитики ООО «Профессиональные комплексные решения» Наталия Молощук, в 2018 году завершилась модернизация производства энергетического оборудования (в том числе турбинных установок для флота) АО «Завод «Киров-Энергомаш» (дочернее общество ПАО «Кировский завод») стоимостью около 1,5 млрд руб.

Работ по новым контрактам выполнялось немного, поскольку потребление электроэнергии, газа и пара заводами сохранилось на уровне 2017 года (ИПП в этих сферах равен 100,8%). Впрочем, в Ленобласти этот индекс заметно выше — 108,5%, что свидетельствует, по мнению Елены Ткаченко, о внутрикорпоративной динамике — многие компании имеют подразделения как в городе, так и в области, и разворачивают производство по новым заказам в тех подразделениях, где это наиболее выгодно по целому ряду соображений (логистики, наличия специфического оборудования и т.п.).

Именно этим, главным образом, обстоятельством Елена Ткаченко объясняет разнонаправленную динамику ИПП одного и того же сегмента в разных регионах — сильный рост в одних и не менее заметный спад в других. Например, рост производства готовых металлических изделий в Ленобласти на 26,1% при одновременном спаде такого производства в Петербурге на 4,8%. Или аналогичную разницу показателей производства бумаги и бумажных изделий, а также продукции металлургии в городе и области. Во многих случаях (но не во всех) этим обстоятельством она вообще склонна объяснять различия ИПП одного и того же сегмента в двух регионах. По этой причине Елена Ткаченко считает более корректным анализ суммарных промышленных показателей в городе и области.

Все поменялось

В начале нынешнего года ситуация формально резко изменилась. Лидер 2018 года (транспортное машиностроение) в январе-феврале 2019 года стал аутсайдером (рост сменился спадом на 15%), а место лидера занял легпром — производство одежды, выросшее по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 48,5%. Впрочем, и в этих показателях значительную роль, как считает Елена Ткаченко, играет перераспределение нагрузки на разные подразделения промышленных компаний — в силу конкуренции. В частности, почти наверняка именно этот фактор обусловил падение ИПП в производстве одежды в Ленобласти до уровня 80,8% и наоборот — рост ИПП в сегменте «прочие транспортные средства и оборудование» в Ленобласти до 126,7%. Как, вероятно, и формальную смену динамики в производстве мебели, в городе и области при переходе от 2018 года к первым месяцам 2019 года. Если рассматривать все эти индексы (в одинаковых сегментах) совокупно по городу и области, то окажется, что никаких серьезных колебаний не происходит.

Впрочем, не следует, предостерегает Елена Ткаченко, впадать в крайности и объяснять этим фактором все различия ИПП в Петербурге и Ленобласти. Так, различия в январе-феврале 2019 года показателей города (спад на 9,5%) и области (рост на рекордные 47,4%) в сегменте производства «машин и оборудования, не включенных в другие группировки», как и различия в производстве лекарств эксперт склонна приписывать другим обстоятельствам — различием производственного профиля в городе и области в этом сегменте и, соответственно, производства такой продукции. Этим же обстоятельством она объясняет аналогичную разницу показателей в сегменте производства «прочих транспортных средств и оборудования». Различия производственного профиля, по словам Ткаченко, возникли вследствие ряда обстоятельств: ужесточение экологических требований в Петербурге, негативное для предприятий усложнение транспортной логистики и другие подобные факторы стимулируют процесс вывода промышленности из центральных районов на окраины, в промзоны, которые полностью или частично расположены на территории Ленобласти.

Объективный рост

В некоторых сегментах петербургской промышленности в 2019 году продолжается заметный, превышающий средний уровень, рост, наблюдавшийся и в прошлом году. В частности, растет производство автомобилей (на 7,7%), что тянет за собой и увеличение производства резиновых и пластмассовых изделий (в том числе, это комплектующие для автомобилей) на 10,2%. Продолжается энергичный рост производства одежды в Петербурге (на 15,6% по итогам 2018 года и на 48,5% в начале 2019 года), что означает, по мнению Елены Ткаченко, восстановление после серьезного кризисного спада. Устойчиво, более чем на 12%, растет производство электрооборудования и лекарств. Поскольку в этих сегментах различия ИПП в городе и области весьма малы (2-3 процентных пункта), можно уверенно говорить о стабильном росте соответствующих отраслей, считает эксперт. С другой стороны, чрезвычайно снежный январь затормозил развитие строительства и производства стройматериалов. Впрочем, на ввод жилых домов, судя по имеющимся данным, это не повлияло, а объем продаж жилья в это же время (в январе-феврале) вырос на 25% к прошлому году.

В целом, отмечает Елена Ткаченко, в Петербурге и Ленобласти с 2017 года устойчиво продолжается 4-5-процентный рост промышленного производства, что означает постепенное восстановление городской промышленности после кризиса 2014-2015 годов. «Наш мониторинг промышленных предприятий, который мы проводим в последние несколько лет, демонстрирует сейчас умеренный оптимизм предпринимателей, — свидетельствует профессор СПбГЭУ. — Это хороший признак, потому что наши предприниматели вообще-то страшные пессимисты». В то же время, никакого рывка не происходит и не прогнозируется, уверена эксперт.

Pro
Карьера после 40: как собрать свой экспертный портфель и уйти из найма
Pro
Работа без роли: зачем и как внедрять систему «плавающих» должностей
Pro
Рекордная ставка и доллар под ₽115. Чем запомнился инвестору 2024 год
Pro
Nike, Lego, Сoca-Cola: как бренды играют на чувствах зрителей в рекламе
Pro
Коллега пытается вас подставить. Как с этим справиться — четыре совета
Pro
Как определить реальные цели в карьере и успешно достичь их
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Каким будет 2025 год: прогнозы Маска, Далио и других гуру