Дневник кризиса: начальство поддается, а корюшка уходит в онлайн
В период эпидемии РБК Петербург предложил предпринимателям, топ-менеджерам крупных компаний и известным горожанам вести хроники своих рабочих дней, делясь таким образом опытом сопротивления кризису. В сегодняшнем дневнике — шанс «зацепить» московскую аудиторию и семантика корюшки.
Лев Лурье, историк, со-основатель Дома культуры Льва Лурье:
«О нашем проекте «Дом культуры Лурье» через месяц изоляции можно сказать: мы, потеряв часть дохода, выжили. В среднем, сейчас лекции собирают по 30 слушателей, мои лекции — по 100 и более. Мы сократили цены почти вдвое, и — люди платят. Естественно, все сейчас проходит только в онлайн-формате — и лекции, и видео-экскурсии, и мастер-классы; перестройка заняла у нас не более недели, не вызвав никаких технологических проблем.
Продукт для взрослой аудитории от перехода в онлайн содержательно ничего не теряет. Есть даже плюсы — нам не надо платить за аренду помещений, а людям — тратить время на дорогу. Поэтому мы точно сохраним онлайн-предложение после окончания эпидемии и сейчас думаем над тем, как его расширить. В частности, планируем записать линейку онлайн-курсов для старшеклассников. Это работа на федеральную аудиторию, чтобы человек в Чебоксарах мог нажать запрос «Иван Грозный» — и посмотреть курс нашего производства. Мы давно хотели выйти на рынок Москвы — вот сейчас удачный момент, чтобы зацепить московскую аудиторию. У нас есть прекрасные петербургские лекторы — в партнерстве с московскими лекториями их можно представить столичной публике.
Петербург остался без традиционных весенних городских праздников, но с этой культурой у нас дела обстоят так плохо, что потеря невелика. Даже хорошо, что на казенные официальные праздники не уйдут деньги налогоплательщиков — гораздо лучше отдать эти средства больницам. Есть, пожалуй, только три календарных события, которые действительно важны в Петербурге, и никаким официозом их не испортишь — это белые ночи, трагические даты Ленинградской блокады и путина корюшки. Белые ночи придут по расписанию; к 8 сентября режим изоляции, надеюсь, завершится, и блокадные чтения состоятся — а если нет, их можно чем-то заменить.
Что касается путины корюшки, то даже в разгар эпидемии жители ее отмечают — в локальных сетевых сообществах Петроградской стороны, где я с удовольствием состою, в эти дни только о корюшке и речь. Наш проект тоже откликнулся — совместно с художником Анатолием Белкиным и при помощи шеф-повара мы проведем онлайн-праздник «Культура корюшки». Для меня, конечно, в этом празднике важна не гастрономия, а семантика корюшки. Я пробую разобраться, почему путина корюшки приписана Петербургу, хотя она есть и в других городах. Но, кстати, гастрономия тоже прочно вошла в онлайн-культуру Петербурга времен коронавируса — я постоянно пользуюсь доставкой из ресторанов и попробовал за месяц столько вкусных вещей, сколько не пробовал за всю свою жизнь. Это плюс для ресторанов, которые сумеют выжить — через доставку люди запомнят десятки новых для себя брендов.
Что еще радует и дает надежду — это значительный рост гражданского взаимодействия. Неправительственные коммуникации не только многочисленны — они демонстрируют свою эффективность. Примеры — и быстрая помощь врачам, которую развернули активисты и бизнес, и волонтерская поддержка стариков и бездомных, и большая гражданская кампания в пользу выплат денег пострадавшему населению. Хочу заметить, что начальство поддается этому давлению, оно все чаще уступает. Наряду с культурными проектами онлайн, с окрепшими сервисами доставки, эти эффективные содружества останутся с нами после кризиса — и будут стоять на запасном пути.
Из важного, что мы можем потерять в Петербурге — разнообразие форм городской жизни. Маленькие бары, авторские рестораны, книжные лавки делали жизнь в Петербурге симпатичной. Но такой бизнес — наиболее уязвимый. Я уверен, что Эрмитаж и Филармония откроются после эпидемии, и что Курентзис даст свои концерты. Но бар «Хроники» и магазин «Подписные издания» и десятки таких, как они, важнейших элементов петербургского культурного слоя, могут не устоять».