Не в деньгах счастье: что заставит СПбГУ и МГУ конкурировать с Западом
В последнее время власти много говорят о повышении конкурентоспособности отечественных вузов. Как это сделать, толком никто из чиновников не знает, но к поставленной цели кое-как стремятся.
Так, главным вузам страны, Московскому государственному университету и Санкт-Петербургскому присвоен особый статус, эти вузы получили серьезные ресурсы для инвестиций в развитие. Появилась сеть федеральных университетов, значительной мерой для перестройки высшего образования стало создание системы национальных исследовательских университетов, на которые выделяют немаленькие деньги.
Однако пока кардинально ситуация не изменилась, и российские вузы по-прежнему не входят в топы мировых рейтингов. Например, в прошлом году в знаменитый Шанхайский рейтинг вошли только МГУ под номером 80 и СПбГУ в пятой сотне.
Эксперты говорят о том, что для достижения международной конкурентоспособности университетов необходимо не только соответствующее финансирование. Так считают международный эксперт в области образования Джамил Салми и научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, пишет OPEC.RU.
О том, что серьезных сдвигов в образовании нет, говорят, по данным экспертов, не только рейтинги. Собственно научная активность в федеральных университетах также растет незначительно. А 29 заведений, получивших статус НИУ, столкнулись с серьезными ограничениями в использовании средств, поскольку полученные ресурсы по правилам конкурса не должны расходоваться на саму исследовательскую деятельность.
Однако Дж.Салми и И.Фрумин говорят о том, что было бы легкомыслием ожидать быстрых результатов в этой сфере. Авторы подчеркивают, что цикл формирования передовых научных групп составляет от трех до семи лет. Поэтому говорить об отсутствии эффективности пока рано.
Для того же, чтобы понять, какие пути дальнейшего развития могут быть перспективными для российского образования, ученые анализируют опыт других стран. В итоге они приходят к ожидаемому выводу, что одна из проблем развития университетов в России касается устойчивости финансирования. Так, объемы финансирования североамериканских университетов к европейским соотносятся примерно, как 3:1. Ресурсы же российских вузов значительно ниже европейских.
Но не только в этой очевидной причине заключается низкая конкурентоспособность российских университетов. Авторы обращают, например, внимание на риски, которые может нести в себе развивающаяся в России практика слияния университетов. "Результаты этих слияний неоднозначны, что объясняется разницей в ценностях и формах организации объединяющихся вузов и недостатком общих целей", указывает Дж.Салми. По мнению ученых, слияния могут быть эффективны только тогда, когда по собственной инициативе объединяются сильные вузы.
В качестве одной из ключевых задач в достижении конкурентоспособности вузов помимо привлечения молодых талантов, интернационализации образования и реформы управления авторы называют развитие многопрофильных "центров выдающихся достижений" (т. е. поддержка государством конкретных вузов, которые могут получить статус мирового центра) и постбакалавриата (особенно аспирантуры) в ведущих университетах. Избирательность в финансировании подтвердила свою эффективность в таких странах, как Германия, Китай, Южная Корея.
При этом эксперты говорят о том, что нужно развивать полидисциплинарные проекты, которые, по их мнению, могут обеспечить конкурентоспособность вузов и связать их с лидирующими компаниями, что означает возможность софинансирования.