Рекреационная застройка лесов грозит возрождением частных имений
Законопроект, разрешающий рекреационную застройку лесных участков, теоретически может облагородить леса под Петербургом и Москвой. Но в нынешних российских реалиях, по мнению общественников и даже некоторых чиновников, он создает реальную опасность появления в общественных лесах закрытых для населения огромных частных поместий с лесами, скалами и озерами.
По инициативе властей Московской области шесть депутатов Госдумы от этого региона внесли на рассмотрение российского парламента законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования использования лесов для осуществления рекреационной деятельности». Самое главное из предлагаемых изменений – снятие запрета, установленного ст.105 Лесного кодекса РФ, на строительство коммерческих капитальных объектов на территории лесных участков, переданных в аренду для так называемой «рекреационной деятельности» (некоммерческое капстроительство гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов разрешено и сейчас). При этом застраиваемые территории изымаются из общего пользования граждан, то есть, огораживаются заборами как любые частные объекты.
Резоны инициаторов
В качестве обоснования инициаторы законопроекта приводят вполне разумные доводы. Так в пояснительной записке указывается, что «для создания привлекательной рекреационной среды в лесах Подмосковья недостаточно лесохозяйственных мероприятий, выполняемых исключительно за счет бюджетного финансирования».
Действительно, в последние годы власти Московской области, как, впрочем, и других регионов, жалуются на недостаточное финансирование этой сферы (были сокращены федеральные дотации регионам), свидетельством чему является крайняя запущенность многих лесных территорий, превращение лесов в непроходимые заросли, уничтожаемые пожарами и часто поражаемые насекомыми. Кроме того, посетители рекреационных зон (главным образом, выезжающие на отдых в область жители городов) жалуются на крайнюю нехватку благоустроенных пляжей и зон отдыха. Последняя проблема характерна, судя по всему, для всех российских регионов.
Фото: openbereg.ru
Справиться со всеми этими проблемами своими силами региональные власти очевидно не в состоянии. По этой причине инициаторы считают, что «необходимо привлечение частных инвестиций и активное развитие института аренды земель лесного фонда в целях рекреационной деятельности, базирующееся на положительных примерах из мировой практики». А зарубежный опыт, как утверждают власти, «демонстрирует эффективность передачи лесных участков частным лесопользователям для реализации инвестиционных проектов в сфере рекреации при одновременном сохранении общедоступности лесных земель».
Пряники и кнуты бизнесу
Для привлечения частных инвестиций необходимо повысить привлекательность «рекреационной» аренды лесных участков. Сейчас, как утверждают инициаторы, она крайне низка, поскольку серьезная коммерческая деятельность на таких участках запрещена, а обременения в виде регулярных санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий, уборки мусора и т.п. весьма накладны. Для повышения инвестиционной привлекательности законопроект предусматривает «возможность лесопользователя размещать на нем объекты капитального строительства, создаваемые в рекреационных целях», а также «контролировать посещаемость лесного участка», то есть возводить заборы с правом допуска на территорию граждан по собственному усмотрению. Как это соответствует декларированному принципу «сохранения общедоступности лесных земель», инициаторы законопроекта не разъясняют.
В то же время они все время подчеркивают, что их целью является не коммерциализация лесоохраны, а исключительно решение рекреационных задач. Поэтому они предлагают распространять новый порядок не на все регионы РФ, а только на густонаселенные, с высокой антропогенной нагрузкой, где эти проблемы актуальны – таковыми они считают регионы, «плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации». Впрочем, таких регионов довольно много. Это не только Москва, Петербург, Московская и Ленинградская области, но также практически все регионы Северного Кавказа, Краснодарский и Ставропольский края, Калининградская область и ряд других регионов. Но власти даже таких регионов смогут использовать новшество только, если они осознают наличие рекреационных проблем и всерьез намерены их решать. Свидетельством серьезного отношения инициаторы считают адекватно составленный так называемый «лесной план». В пояснительной записке подчеркивается: «Объекты недвижимости могут размещаться исключительно в соответствии с лесным планом субъекта РФ, принятие которого производится только после публичного обсуждения».
Само капстроительство предлагается разрешить лишь для ограниченной категории объектов - относящихся к видам деятельности, разрешенным на рекреационных территориях статьей 41 Лесного кодекса: отдыху, туризму, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также объекты туристской индустрии. Строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт этих объектов регулируется Градкодексом РФ. При этом в лесных планах определяется максимальный процент площади лесного участка, допускаемой к занятию данными объектами, и предельные размеры лесных участков, на которых они могут быть размещены.
Фото: openbereg.ru
Для усиления природоохранной ответственности арендаторов инициаторы предлагают дополнить статью 21 Лесного кодекса частью, обязывающей их при консервации или ликвидации объектов проводить мероприятия по восстановлению природной среды, воспроизводству ее компонентов. Специальное дополнение регулирует предоставление лесного участка одновременно нескольким лицам для осуществления разных видов деятельности.
Не гладко даже на бумаге
Хотя по плану первое чтение законопроекта в Госдуме должно было состояться еще в апреле, этого не произошло. Более того, еще даже не назначена дата рассмотрения. Торможение возникло, судя по всему, из-за ряда претензий, которые высказали как общественники, так даже и официальные рецензенты. Правовое управление аппарата Госдумы в своем официальном заключении обратило внимание на то, что законопроектом предлагается разрешить размещение на лесных участках значительно большего перечня объектов, чем установлено в настоящее время Лесным кодексом.
По мнению комитета по земельным отношениям и строительству, нуждается в дополнительном обосновании предложение расширить предусмотренный в ст. 11 Лесного кодекса перечень оснований для запрещения или ограничения пребывания граждан в лесах, в том числе, право арендаторов препятствовать доступу граждан на лесные участки, запрещать им сбор «пищевых и недревесных лесных ресурсов».
Фото: openbereg.ru
Озабоченность опасностью нецелевого использования лесных участков высказали и опрошенные «Российской газетой» руководители Рослесхоза. Новый закон, убеждены в ведомстве, не должен превратиться в «лазейку», позволяющую возводить заборы и коттеджи для обогащения или отдыха отдельных лиц.
Общественники указывают на риски
Общественники недовольны законопроектом еще больше. «Заборы и застройка в лесах есть уже сейчас. И по одному Подмосковью их тысячи. Но сейчас лесопользователи рискуют и вынуждены отбиваться от разных надзорных служб. Это существенно сдерживает новые захваты и новую застройку, да и активным местным жителям действующее законодательство дает некоторые инструменты для борьбы с застройкой. Если заборы и капитальная застройка будут легализованы, то процесс захвата лесных земель неизбежно ускорится во много раз. Арендаторы смогут закрыть доступ граждан на арендуемые лесные участки при любых видах использования лесов по всей стране, если это предусмотрено каким-либо нормативным правовым актом. Если законопроект будет принят, то в наших лесах с огромной скоростью начнут расти заборы и их охрана», -- утверждают активисты Greenpeace, организовавшие сбор подписей под обращением к депутатам Госдумы с требованием отозвать законопроект.
Петербургские активисты природозащитных общественных организаций согласны с претензиями официальных рецензентов, подтверждают опасения Greenpeace и добавляют аргументы против инициативы подмосковных властей. Активисты утверждают, что арендаторы и сейчас пытаются использовать лесные участки не столько для рекреации, сколько для коттеджной, по сути, застройки. При этом не гнушаются нарушением законов.
Одним из наиболее ярких примеров координатор движения «Открытый берег/Против захвата озер» Ирина Андрианова называет случай на берегу Нахимовского озера в Выборгском районе Ленобласти. Некая компания ООО «Новстар» взяла в рекреационную аренду довольно большой участок леса на берегу, огородило его вместе с береговой полосой, нарушив при этом как Лесной, так и Водный кодексы, и построило огромный каменный дом, опять же в нарушение закона. По сути участок используется как личная дача. Есть и еще более возмутительные случаи, когда лесные участки с выходом к воде используются для организации коттеджных поселков, закрытых, разумеется, для свободного доступа граждан. На другом берегу того же Нахимовского озера расположился закрытый коттеджный поселок клубного типа. Он также занимает не только береговую полосу, но и участок леса, огорожен забором и использует этот лес как личную территорию жителей поселка. Юридически это серия частных домовладений. В народе этот берег называется банкирским, возможно, кто-то из владельцев имеет отношение к банковской деятельности.
Ограничения не сработают
Исходя из своего опыта, И.Андрианова считает, что арендаторы будут весьма свободно пользоваться участками, не особенно стараясь соблюдать установленные ограничения. Потому что контрольные органы и сейчас не слишком усердствуют в борьбе с нарушителями. По ее словам, на этот счет есть очень негативная практика. «Никто - ни комитет по природным ресурсам, который заключает договора аренды, ни комитет по госконтролю и природопользованию, ни Росприроднадзор, должным образом не контролируют использование этих участков. Даже если происходит их застройка капитальными сооружениями и огораживание, совершенно невозможно добиться от контролирующих органов этого самого контроля и принятия мер реагирования», - утверждает И.Андрианова.
Фото: openbereg.ru
Хотя настоящий законопроект не меняет п. 5.1 статьи 105 Лесного кодекса, запрещающий любое, даже временное строительство в городских лесах (леса в границах поселений), И.Андрианова уверена, что закон, если его примут, будут распространять и на городские леса -- потому что они определены в законодательстве весьма нечетко, а на практике к ним относятся как к обычным лесам. Не сыграет роли, по ее мнению, и фактическое отсутствие на картах четкого разграничения лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, на которые формально распространяется изменяемая законопроектом статья 105 Лесного кодекса, от лесов других категорий (эксплуатационных – для лесозаготовок, разработки карьеров и др.). Что касается плотности застройки, то И.Андрианова считает, что власти постараются установить ее в лесных планах максимально возможной (по СанПиНам, РНГП и др.). И гражданам очень трудно будет этому воспрепятствовать, поскольку, как напоминает руководитель природоохранных проектов общественной организации «Зеленая волна» Анастасия Филиппова, власти научились манипулировать публичными слушаниями, которые, к тому же носят исключительно рекомендательный характер.
Поскольку законопроект разрешает капитальное строительство только при выполнении ряда условий (принятия лесного плана, с обозначенными территориями застройки, с определением ее плотности и предельных размеров застраиваемых лесных участков), это значит, что задним числом узаконить нынешние незаконные постройки формально нельзя. Но И.Андрианова уверена, что такие попытки будут предприниматься, потому что существует великое множество незаконно застроенных капитальными строениями лесных участков, например, на берегу Финского залива в Рощинском лесничестве. «Прокуратура сейчас отказывается принимать меры, ссылаясь на то, что понятие «капитальное строение» в законодательстве якобы четко не определено, - утверждает И.Андрианова. – А если закон примут, то власти эту проблему и вовсе снимут, не обращая внимания на природозащитное назначение этих территорий».
Властям придется напрячься
С другой стороны, добросовестные власти смогут более четко регламентировать проекты создания цивилизованных зон отдыха, а предпринимателям станет гораздо проще их реализовывать. Правда, А.Филиппова считает, что ввести процесс в цивилизованное русло властям будет непросто, поскольку сейчас рекреационная деятельность ведется на крайне низком организационном уровне. «Очень слабо проработаны документы лесоустройства. Уровень детализации совершенно недостаточный. Нет нормативов допустимой нагрузки объектами рекреации на лесные участки, -- утверждает А.Филиппова. - Например, сколько арендаторов может находиться на берегу конкретного озера». Придется все эти недоработки устранять.
Всего, по данным организации «Открытый берег/Против захвата озер», на лето 2014 года на территории Ленобласти заключено порядка 440 договоров рекреационной аренды. Средняя стоимость 1 га в наиболее востребованных районах с учетом базовых ставок и увеличивающих коэффициентов оценивается в 60 тыс. руб. в год. Для организации базы отдыха берется порядка 25-30 га. Согласно открытым источникам, в продаже земли Лесного фонда идут за 800 долл. за сотку.
Владимир Грязневич