Санкт-Петербург и область, 28 июл 2016, 17:49

Уличные гурманы: кто удерживает петербургские кофейни на плаву

Читать в полной версии
Фото: Павел Каравашкин/Интерпресс

Петербург прочно занял лидирующие позиции по объемам спроса на кофе, потребляемого «на ходу». К такому выводу пришли аналитики NPD Group. Если в целом по России на долю take away приходится 3% от общего объема потребления кофе в общепите, то в Северной столице этот показатель доходит до 10%. С одной стороны, рост доли «кофе на вынос» происходит на фоне падения в других сегментах общепита. С другой стороны, сложившаяся на рынке конъюнктура предлагает его участникам простой и очень рентабельный способ заработка.

От шестнадцати и старше

Согласно аналитике РБК Исследования рынков, в 2015 году оборот общественного питания в России впервые с 2009-го показал отрицательный прирост — продажи упали на 5,5%. По прогнозам экспертов, в 2016 году расходы россиян на питание вне дома сократятся еще на 4%.

Кофейни — один из немногих форматов, где наблюдается положительная динамика. В Петербурге этот сегмент, по оценкам NPD Group, за год (с марта 2015 по март 2016) вырос на 7%. Как считают аналитики, рост покупательского трафика в кофейнях в основном связан с востребованностью услуги «кофе на вынос».

Популярность кофе, потребляемого на открытом воздухе, связана в первую очередь с относительной дешевизной этого продукта, полагает гендиректор NPD Group Мария Ванифатова. «Кофе на вынос в среднем обходится 10-15% дешевле, чем кофе в зале», — говорит эксперт. Кроме того, продолжает М. Ванифатова, в крупных городах такое потребление вошло в моду. Не случайно почти половина потребления кофе на вынос, как подсчитали в NPD Group, приходится на возрастную категорию от 16 до 35 лет.

В Петербурге мода на уличное потребление кофе распространена больше, чем в других городах России, подчеркивают эксперты. По оценкам финансового аналитика группы компаний «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, объем сегмента кофеен в Северной столице составляет около 1,5-2,5 млрд рублей. Поскольку кофе с собой берут около 8-10% посетителей, то на этот сегмент приходится порядка 60-110 млн рублей, отмечает он. По словам соучредителя сети кофеен «Дабл би» в Петербурге Натальи Ланцевич, на кофе с собой в «Дабл Би» приходится порядка 30% всех продаж.

Легкие деньги

Как подчеркивают участники рынка, на популярности кофе «с собой» пытаются заработать не только кофейни, но и игроки других форматов.Так, по словам Н. Ланцевич, ее компания ощущает конкуренцию со стороны нестационарных точек продаж — переоборудованных автомобилей и ларьков по продаже кофе. Цена на кофе в таких точках может быть на 50-100 рублей ниже, чем в классических кофейнях.

«У них нет кухни, нет накладных расходов, есть касса с айпада, — объясняет Н. Ланцевич. — Ставка бариста при этом не превышает 100 рублей в час, плюс арендованное оборудование и дешевое зерно. Себестоимость чашки при такой схеме — 10% от оборота. И если вы заработали 10 тысяч, то только 1 тысячу из них вы потратите на кофе. У классической кофейни совсем другая экономика — у меня, например, себестоимость составляет порядка 30% от оборота, и это при том, что оборудование мое».

С этой оценкой согласен президент ресторанного холдинга «Г.М.Р. Планета гостеприимства» Мераба Бен-Эл (Елашвили). По его прогнозам, бизнес мобильных кофеен формата take away в ближайшем будущем продолжит стремительно расти. Эксперт связывает это с высокой рентабельностью и быстрой окупаемостью таких предприятий.

Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Кремниевая долина в упадке. Вся надежда на эти 3 технологии
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России