Будущий парк «Ладожские шхеры» рвут на части
Общественные природоохранные организации только что (27 августа) получили ответ из прокуратуры Лахденпохского района Карелии на свой запрос о законности строительства коттеджей в защитных лесах на острове Койонсаари в шхерах северного берега Ладожского озера. Прокурор Николай Терешков сообщил, что, согласно проекту, возводимые постройки - не капитальные, а временные «домики для кратковременного отдыха». Они строятся в рамках договора с Госкомлесом Карелии «для осуществления рекреационной деятельности» и будут ликвидированы после прекращения срока аренды земельного участка. Так что никаких нарушений прокурор не видит.
Дьявол в деталях
Однако он не акцентировал внимание на нескольких важных обстоятельствах. Во-первых, что подобные договоры предусматривают не коттеджи, а служебные помещения – пункты хранения инвентаря и т.п., в крайнем случае – беседки для отдыха. Во-вторых, что договор действует до 2028 года – фактически вечно, по нынешним понятиям. «У нас нет ничего более постоянного, чем временное. Особенно если речь идет о постройках», - с горечью комментирует Александр Марковский, председатель правления Межрегиональной общественной организации «Северная природоохранная коалиция» (СПОК). Но самое главное - остров Койонсаари входит в границы планируемого федерального национального парка «Ладожские шхеры», создание которого затягивается в том числе потому, что в этих уникальных по своим биохарактеристикам местах множество лесных участков предоставлено предпринимателям в аренду под разного рода «рекреационные» нужды и даже для лесозаготовок. Более того, у экологов есть веские основания полагать, что чиновники Минприроды Карелии планируют разработку здесь гранитных карьеров.
История создания парка «Ладожские шхеры» тянется с 1989 года, когда ученые-биологи и краеведы убедили власти создать заказник на небольших поросших лесом каменистых островках, как горох насыпанных в прибрежной полосе северной оконечности Ладожского озера. Чиновничья телега хоть и со скрипом, но потихоньку двигалась. В 2011 году тогдашний премьер Владимир Путин подписал распоряжение № 2322-р, согласно которому национальный парк (НП) «Ладожские шхеры» должен быть создан в 2012 году. Однако распоряжение Путина не выполнено до сих пор. Парк не только не создали, но дело явно спускают на тормозах.
Битва интересов
Саботаж распоряжений федерального правительства и даже Владимира Путина – не такая уж редкость. Особенно, если высочайшие установления ущемляют шкурные интересы местных. Именно такая ситуация, похоже, и сложилась вокруг проекта нацпарка «Ладожские шхеры».
Интересы чиновников связаны с распоряжением карельскими ресурсами – недрами, лесами и землей. Минприроды Карелии выдает предпринимателям лицензии на разработку гранитных карьеров, а также лесные участки под лесозаготовки. Районные и муниципальные власти – земельные участки под застройку. Создание национального парка приведет к тому, что по закону об ООПТ здесь будет запрещена любая хозяйственная деятельность, нарушающая предметы охраны – и разработка карьеров, и вырубка лесов, и коттеджное строительство.
Карьерная война
Вот уже несколько лет вокруг проекта идет своего рода «гражданская война». Первый ее всплеск пришелся на вторую половину 2000-х годов, когда местное население открыло «боевые действия» против разработчиков гранитных карьеров, активизировавшихся под влиянием стремительного роста спроса на щебенку, вызванного строительным бумом в Москве и Санкт-Петербурге.
В проекте НП «Ладожские шхеры» жители увидели спасение от карьерной угрозы и стали требовать включения территорий карьеров в состав НП. Это обстоятельство предопределило единодушное одобрение населением проекта на публичных слушаниях в 2011 году в двух из трех районов Северного Приладожья - Лахденпохском и Питкярантском. Противостояние завершилось компромиссом – планируемые карьеры власти аннулировали, а действующие «вырезали» из состава будущего нацпарка, в результате чего его территория стала похожей на кусок сыра, изъеденный мышами. Значительная часть шхер из проекта НП выпала.
Сортавальская «вандея»
В 2011 году в Сортавальском районе возникло движение противников НП. Они создали инициативную группу, лидером которой стал бывший глава района Валерий Варья, и добились голосования против НП большинства присутствовавших на публичных слушаниях проекта. Группа инициирует митинги, обращения к органам власти всех уровней.
Главную опасность нацпарка противники видят в неминуемом, как они считают, запрете традиционной хозяйственной деятельности местного населения – ловле рыбы, собирании грибов и ягод, ведении сельского хозяйства. Эти доводы были опровергнуты разработчиками проекта, а глава Карелии Александр Худилайнен заявил: «То, что сегодня распространяется среди населения, не соответствует действительности. Никакого ограничения доступа ни к воде, ни к лесу для сбора ягод и улова рыбы местному населению не будет. Я думаю, это умелое манипулирование общественным мнением недобросовестными людьми. Могу сказать одно – одними из инициаторов дискредитации идеи национального парка являются, в том числе, люди, облеченные властью».
Александр Марковский считает, что эти люди – представители районных и муниципальных властей, лоббирующих интересы торговцев землей, строителей коттеджей и их богатых и высокопоставленных владельцев. «Пока не принято постановление правительства РФ о создании НП, они торопятся как можно больше земель включить в состав поселений, - говорит в связи с этим Марковский. - Недавно мы обнаружили, что в Лахденпохском районе территории некоторых малонаселенных поселений, где живет «полтора землекопа», пытаются увеличить в несколько раз. Разумеется, за счет планируемой территории НП». Помимо этого, лидер СПОК подозревает, что таким способом землевладельцы пытаются легализовать незаконные постройки на лесных участках.
Корыстный саботаж
Недавно над проектом НП возникла очередная угроза. В руки координатора «Движения против захвата озер» Ирины Андриановой попала карта разведанных для гранитных разработок участков недр, в которой два огромных участка располагаются на берегу Ладожского озера в границах НП. Также она узнала, что чиновники ищут приобретателя прав разработки замороженного в свое время карьера Куянсуо-2 в километре от берега Ладоги.
«Происходит прямой саботаж решения Путина по созданию национального парка республиканскими и федеральными органами управления, ответственными за выполнение этого решения, - считает Александр Марковский. - Мы, как и другие природоохранные организации, будем стимулировать госорганы к выполнению их обязанностей». Тем временем, «разрушение Северного Приладожья - погребение его под кубометрами мусора, застройка берегов и островов, варварская вырубка леса - идет со все возрастающей скоростью», - негодует Ирина Андрианова.