Санкт-Петербург и область, 28 авг 2019, 15:13

Сеть «Лента» впервые за пять лет показала убыток

Читать в полной версии
Фото: Алексей Смагин/Интерпресс

В первом полугодии 2019 года компания «Лента», управляющая сетью одноименных гипермаркетов и супермаркетов, впервые за последние пять лет показала убыток. Компания поменяла стратегию с экстенсивного развития на эффективное, однако ей не хватило контроля за расходами, считают в ГК «Финам».

Непростые условия

Как следует из отчетности ретейлера по МСФО, его чистый убыток за первое полугодие 2019 года составил почти 4,5 млрд руб. Это на 186,3% меньше показателя первого полугодия 2018 года, когда «Лента» получила прибыль в размере около 5,2 млрд руб.

Выручка ретейлера в первом полугодии 2019 года выросла на 3,1%, до 199,2 млрд руб. Сопоставимые продажи выросли на 2,9%. EBITDA составила 16,1 млрд руб., что на 5,7% ниже показателя за первое полугодие 2018 года (17,1 млрд руб.). Чистый долг компании вырос с 93,3 млрд руб. в конце 2018 года до 99,3 млрд руб. на 30 июня 2019 года.

В своем отчете компания сообщает, что в зависимости от результатов переговоров по аренде могут быть закрыты семь гипермаркетов «Лента», закрытия супермаркетов не планируются.

Как отметил в сообщении генеральный директор «Ленты» Герман Тинга, условия в макроэкономике и потребительской среде в первом полугодии оставались непростыми: «Мы наблюдали растущее давление на покупательную способность, которое вылилось в снижение реальных располагаемых доходов населения и рост долговой нагрузки. В совокупности с высокими темпами увеличения торговой площади в секторе и продолжающейся ценовой конкуренцией это привело к снижению частоты визитов и уменьшению числа товаров в корзине».

Слабее ожиданий

В компании чистый убыток связывают с негативным влиянием неденежных расходов на общую сумму 10,2 млрд руб. Однако, по наблюдениям аналитиков, даже без учета этих расходов, результаты ретейлера хуже, чем год назад. «Результаты «Ленты» слабее наших ожиданий. Даже без учета списания по активам прибыль, по нашим оценкам, составила 2,38 млрд руб., что на 55% ниже относительно первого полугодия 2018 года. Такая динамика обусловлена тем, что операционные затраты растут быстрее выручки, — говорит Наталия Малых, аналитик ГК «Финам». — Операционные расходы увеличились почти на 14%, а выручка — только на 3,1%. Малый рост не смог абсорбировать подобное повышение».

По ее словам, по итогам года можно ожидать снижения прибыли «Ленты» на 40-50% по сравнению с 2018 годом. «Компания сменила стратегию, сместив фокус с активной экспансии на оптимизацию, рост выручки сильно замедлился, и в этих условиях важно продемонстрировать контроль за расходами, чтобы поддерживать маржинальность продаж, но по результатам полугодия мы видим сильное снижение чистой маржи — с 2,8% в первом полугодии 2018 года до 1,2% в первом полугодии 2019 года», — говорит Наталия Малых.

Справка

Напомним, что в конце апреля 2019 года «Севергрупп» Алексея Мордашова закрыла сделку по покупке акций «Ленты» у TPG Group (34,45% за исключением казначейских бумаг) и ЕБРР (7,47%), получив 41,9% в компании. Сумма сделки составила $729 млн.

В первом полугодии «Лента» открыла три гипермаркета и один супермаркет, закрыла за это же время один гипермаркет и четыре супермаркета. Таким образом, на 30 июня 2019 года сеть «Лента» насчитывает 377 магазинов: 246 гипермаркетов и 131 супермаркет. Общая торговая площадь составила почти 1,5 млн кв. м (на 5% больше, по сравнению с показателем на 30 июня 2018 года).

Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик