Оппозиция в ЗакСе: хитрости партизанской войны
По итогам прошедших выборов большинство мест в городском парламенте Петербурга получили представители «Единой России». Партии КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Партия Роста» представлены тремя депутатами каждая, «Яблоко» — двумя. С одной стороны, доминирование партии власти не позволяет надеяться на серьезное разнообразие мнений в парламенте. С другой стороны, увеличивается вероятность разногласий внутри самой партии власти, что облегчает ситуацию для оппозиционных депутатов. Однако, чтобы добиваться своего в новых условиях, им потребуется настойчивость, договороспособность и немного хитрости.
Свой среди чужих
Начать нужно с того, что надо разобраться, каковы цели депутатов нового созыва — с учётом сложившейся ситуации. Во всяком случае, мне кажется, что идея парламента как представительного органа власти в новом созыве провалилась. Просто потому, что большая часть депутатов представляет интересы тех или иных групп чиновников, но не представляет интересы горожан. Поэтому целей, которые интересуют разные части населения — бизнес, активных горожан, бюджетников, автомобилистов, велосипедистов и прочих, — достичь будет практически невозможно, за отдельными исключениями декоративного характера.
Но с другой стороны, Законодательное собрание Санкт-Петербурга станет местом битвы конкурирующих чиновничьих групп и, наверное, обществу будет интересно посмотреть — что же происходит, кто с кем и за что воюет. Узнать это будет невозможно без раскрытия информации, которым будут заниматься оппозиционные группы.
Возможно, благодаря этой публичности удастся заблокировать некоторые особо вредоносные инициативы, но в целом, защитить права горожан, например, от повышения тарифов, налогов и от снижения уровня социальной защищённости, я думаю, не удастся.
Однако, рассуждая о работе оппозиции в городском парламенте, важно говорить не об инструментах, а о ресурсах. Инструменты всегда одни и те же — запросы, парламентские расследования, слушания, работа с законопроектами, законодательная инициатива, бюджет, работа в межведомственных (с администрацией) комиссиях. Вопрос — в ресурсах.
Тактический инструментарий
Любая деятельность, в том числе подготовка самого элементарного акта — депутатского запроса, требует часов квалифицированной работы и договоренностей между фракциями, чтобы он был принят как запрос от Законодательного собрания. Могут и не принять. Чем меньше депутатов оппозиционных фракций, тем меньше ресурсов (даже физических) для выполнения любой работы и использования любого инструмента. И это при том, что парламентское большинство может заблокировать результаты этой работы.
Поэтому все будет зависеть от того, насколько представители оппозиционных партий окажутся умелыми игроками. Насколько они смогут договариваться, заключать какие-то коалиции и союзы со Смольным, с разными федеральными структурами, с одномандатниками и между с собой.
В условиях такой партизанской войны хитрость становится необходимым инструментом достижения успеха, но это уже не штатный инструмент депутата, а личные качества тех, кто попал в парламент, — смогут или не смогут. Здесь мы ничего не можем прогнозировать, нам остается только надеяться, что они окажутся достойными хитрецами в этой ситуации.
Избиратели допустили такой ЗакС и несут коллективную ответственность за все те ухудшения материального плана, которые последуют в ближайшие пять лет.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.