Санкт-Петербург и область, 28 ноя 2013, 16:58

Главный архитектор Копенгагена: Нам запрещено говорить горожанам "нет"

В рамках форума «Будущий Петербург», организованного РБК, Северную столицу с лекцией посетила главный архитектор Копенгагена Тина Собю. Датский архитектор поделилась с российскими коллегами опытом решения самых сложных градостроительных проблем, а также рассказала об усилиях по созданию в датской столице комфортной среды обитания горожан.
Читать в полной версии
Фото: facebook.com/tsaaby

В рамках форума "Будущий Петербург", организованного РБК, Северную столицу с лекцией посетила главный архитектор Копенгагена Тина Собю. Датский архитектор поделилась с российскими коллегами опытом решения самых сложных градостроительных проблем, а также рассказала об усилиях по созданию в датской столице комфортной среды обитания горожан.

О том, почему жители Копенгагена предпочитают велосипед, по какой причине датские чиновники не говорят «нет», и о других деталях организации городской жизни Т.Собю рассказала в своей лекции, а также в последующей беседе с корреспондентом РБК.

Как Копенгаген стал одним из самых комфортных городов мира?

Лет 20-30 лет назад Копенгаген был фактически городом-банкротом. В этот период промышленность начала уходить из города. И ту центральную часть Копенгагена, которая освобождалась, было решено развивать. Но когда мы начинали, у нас не было никакой концепции комфортной среды. Эта часть города была мертвой: люди здесь не жили, если они приезжали сюда, то только на работу.

Еще одна проблема этого района в том, что здесь был транспортный тупик - людям очень трудно было выезжать из этой части города. С тех пор мы усвоили одну важную мысль - если вы хотите делать пространство удобным для жизни, не делайте его тупиковым.

Как вам удалось избавиться от промышленности в центре?

Этот процесс был запущен в 80-90-е годы. В те времена держать промышленность в центре города стало очень дорого - гораздо дороже, чем на других территориях. Например, Carlsberg прекратил производство пива в центральном районе - они просто перевезли производство в более дешевые районы. Сейчас компания продает свою землю в центре – пытается хоть как-то покрыть затраты на переезд.

А как вы используете освобожденные территории?

Большинство таких зданий, в том числе производственные цеха, перестраиваются либо в жилые, либо в офисные здания.

Город накладывает какие-то ограничения на девелоперов?

Если владельцы хотят как-то развивать территорию и строить на ней, они могут сами создавать план, но он должен быть одобрен городскими властями. Если наши власти скажут "да, можете построить жилье и офисы", то проект начинает реализовываться, но при нашем участии. Т. е. город вступает в диалог с частным инвестором и в ходе этого диалога вырабатываются дальнейшие решения.

А в каких случаях город может отказать инвестору?

Когда мы обсуждаем какую-то новую территорию, я беру с собой городскую Стратегию, которая у нас разработана. И говорю частному владельцу: "Все, что вы построите, должно соответствовать принципам нашей Стратегии: удобству для жизни, сохранению экологии и т. д.". И поскольку у нас все эти принципы утверждены, я обязана напоминать инвестором о необходимости подчинения им.

В этом смысле стратегия - очень хороший инструмент, который позволяет добиться высокого качества планирования, потому что если общей идеи нет, они могут строить все, что угодно.

Об индивидуальной архитектуре

Одна из задач регулирования градостроительного процесса - сохранение индивидуальности города. Здесь мы сталкиваемся со сложным вопросом соотношения охранных зон и развивающихся территорий. Когда говорят об индивидуальном характере Копенгагена, обычно имеют в виду однотипные исторические пяти-шестиэтажные дома, шпили и башни, как в сказках Андерсена. Эту индивидуальность города нам бы хотелось сохранить и в будущем.

Но не только города в целом, а и отдельных его районов. Потому что свой характер есть не только у каждого города, но и у каждого района. Нам очень важно, чтобы каждый район сохранял свою индивидуальность, т. е. в «городе для всех» должно быть место для разных предпочтений.

Главный в городе - горожанин

Для нас очень важно - вытащить людей из домов на улицу, чтобы они начали жить в своем городе. Поэтому планировать развития города надо не сверху, а снизу. Наш метод городского планирования предполагает работу на трех уровнях: сначала над стратегией и политикой планирования, потом - над конкретными территориями, развитие которых мы стараемся увязать с городской Стратегий. Затем мы собираем инициативные предложения жителей и пытаемся их реализовать. Причем, вместе с ними.

Мы стараемся максимально вовлечь людей в процесс преобразования городской среды и обсуждения того, как город будет дальше развиваться. Кроме того, мы добиваемся, чтобы при реализации частных девелоперских проектов было как можно больше архитектурных конкурсов. Мы подталкиваем инвесторов и девелоперов к их проведению, потому что знаем - именно это является стимулом для реновации.

Как создается комфортная среда

Каждый год мы проводим своеобразную оценку качества городской жизни и на ее основе мы понимаем, приближаемся ли мы к своей цели. Если качество жизни не улучшается, мы обращаемся к политикам с предложениями по улучшению ситуации.

Эта оценка предполагает сбор огромного количества данных. В основном, занимаются этим студенты, которые в режиме реального времени проводят соцопросы. В 2010г., например, выяснилось, что горожанам нужно больше тихих, спокойных мест и пейзажных ландшафтов. Один из вариантов создать такое пространство - поставить скамейки не лицом друг к другу, а, например, в сторону моря. Тогда у каждого сидящего там человека перед глазами будет свое собственное пространство.

Опросы 2011г. показали, что горожане готовы больше времени проводить с детьми на детских площадках. Но они хотят, чтобы площадки были разнообразными, а не сделанными по одному шаблону. И город идет им навстречу.

А недавно мы поставили на одной из городских улиц большие ящики с землей, в которых были посажены деревья. И смотрели, как люди реагируют на присутствие деревьев. Кстати, мне во время прогулки по Петербургу этой ландшафтной составляющей не хватало.

Запретное слово «нет»

С недавнего времени людям, которые состоят в рабочей группе, занимающейся градостроительством в Копенгагене, было запрещено говорить горожанам "нет". Если к ним приходили горожане с какими-то идеями, они обязаны были ответить "Да, давайте попробуем, может, что-то получится". Если идея явно неудачная, они обязаны предложить вместе доработать ее, чтобы ее реализация не мешала остальным жителям города. Например, было предложение раскрасить краской охраняемые здания. И мы нашли компромисс – покрасили легко смываемыми красками.

Как пересадить горожан с машин на велосипеды

В борьбе за чистоту воздуха, Копенгаген делает все, чтобы стать удобным для велосипедистов и, наоборот, ограничить движение автомобилей. Помимо ограничения скорости, увеличить количество велосипедистов в городе помогает практика создания дорог, позволяющих велосипедистам максимально срезать путь. Например, для этого строятся велосипедные мосты.

В ходе прошлогоднего опроса мы поинтересовались у горожан, что побудило их пересесть на велосипеды? И большинство отвечало: так можно быстрее всего добраться до работы. Сейчас более половины жителей Копенгагена пользуются велосипедами (сама Т.Собю добирается до работы на велосипеде - прим. РБК). Есть и другие методы. Например, когда в Копенгагене выпадает снег (а происходит это не так уже и редко), то городская служба сначала чистит велосипедные дорожки, а только потом - автомобильные.

Еще один способ убедить людей пересесть на велосипеды - дать им понять, что медленное передвижение на велосипеде улучшает качество городской жизни: у людей есть больше возможностей для общения, они могут знакомиться, влюбляться или просто устанавливать визуальный контакт. Кроме того, на велосипедных дорожках происходит меньше конфликтов.

Беседовал Роман Кизыма

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Как с помощью нейросетей создают новую музыку и пишут песни
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством