Санкт-Петербург и область, 28 ноя 2013, 16:39

Петербург могут оживить новые "центры" города

Одна из основных задач современной российской урбанистики - доказать жителям крупных городов и чиновникам, что города - это живые организмы, и они должны развиваться по определенной логике. Опыт последних десятилетий показывает, что хаотичное разрастание мегаполисов уродует не только карты городов, но и серьезно портит жизнь горожан.
Читать в полной версии
Фото: РБК СПБ

Одна из основных задач современной российской урбанистики - доказать жителям крупных городов и чиновникам, что города - это живые организмы, и они должны развиваться по определенной логике. Опыт последних десятилетий показывает, что хаотичное разрастание мегаполисов уродует не только карты городов, но и серьезно портит жизнь горожан.

Окольцованный Петербург

Наиболее остро эта проблема стоит в Москве и Петербурге. Ни тот, ни другой до сих пор не имеют оптимальной стратегии своего территориального развития, с которой были бы согласны различные общественные группы. В настоящее время столичные регионы пытаются такую стратегию выработать. В этом году форум «Будущий Петербург» дал экспертам возможность поделиться друг с другом своим опытом. В форуме приняли участие ведущие урбанисты, архитекторы и градостроители обеих столиц, которые, в ходе градостроительной экскурсии, организованной «Будущим Петербургом», смогли не только своими глазами увидеть проблемные зоны современного города (которых более чем достаточно), но и дать оценки попыткам их преобразования. Гидами в поездке выступили заместитель генерального директора Института территориального развития Владимира Аврутин и заместитель генерального директора НИПИГрад Михаил Петрович.

Гости города смогли убедиться, что хаотичное развитие Северной столицы привело к тому, что город оказался окольцованным несколькими чередующимися кругами промышленности и жилья. Так, сразу за историческим центром идет «серый пояс» старых промышленных предприятий, за ним - жилье советского периода, следом (возле КАД) - новые заводы, и завершает все - круг новостроек на границе с Ленобластью. Что касается центра, то он просто перегружен промышленностью и общественно-деловым сектором, считает В.Аврутин. При этом большинство и московских, и петербургских урбанистов уверены - застраивать центр офисами и торговыми центрами нецелесообразно: площадей очень мало, транспортная ситуация усложняется, привлекательность города для туристов исчезает.

Опора на полюса

В качестве альтернативы этой модели, по мнению градостроителей, может выступить многополярность города: создание на окраинах Петербурга так называемых «точек притяжения», вокруг которых могло бы появиться общественно-деловое пространство, а затем и жилье. Европейские градостроители давно пришли к этой модели. Так, по словам Тины Собю, главного архитектора Копенгагена, датская столица развивается именно таким образом: внимание уделяется всем районам, каждый из них приобретает свой неповторимый стиль, а комфорт жизни в них не уступает центру города. В ходе лекции, которую Т.Собю читала в рамках форума «Будущий Петербург», она сравнила развитие Копенгагена с ладонью руки, где каждый палец - это развивающийся район, а пространство между ними – «зеленые», рекреационные зоны.

В Петербурге в роли подобных точек притяжения могут выступить городские «полюса» - складывающиеся на юге и севере города центры деловой активности. На юге безусловной точкой притяжения является территория от аэропорта Пулково до Пушкинского района. Здесь, на пересечении транспортных магистралей ЗСД и КАД, формируются грузопотоки, распространяющиеся с юга в другие районы города.

В последнее время девелоперы активно осваивают эту территорию - строят жилье и логистические комплексы. Здесь же вскоре будет возведен главный городской выставочный комплекс «Экспофорум». Однако активное развитие этой части города может привести к серьезным проблемам с инфраструктурой: и социальной, и дорожной. Сейчас здесь проживает около 500 тыс. человек. По оценкам В.Аврутина, если на юге будут реализованы все намеченные проекты, то вскоре оно может достигнуть 900 тыс. Как город сможет обеспечить этих людей всей необходимой для комфортной жизни инфраструктурой, пока не вполне понятно.

Что касается севера города, то там потенциальным центром притяжения может стать возводимый «Лахта-центр». По мнению экспертов, деловой кластер, который появится в густонаселенном спальном районе, может обеспечить для местных жителей тысячи рабочих мест, а также дать стимул развитию местного бизнеса. Кроме того, во время встречи с участниками экскурсии исполнительный директор ОДЦ «Охта» (реализует проект) Александр Бобков отметил: «Для того, чтобы эту территорию поднять, мы вынуждены были протянуть сюда новые кабельные линии, построить новую подстанцию и канализационный коллектор. Конечно, ко всему этому будет подключаться прилегающая территория».

Что касается дорог, то, несмотря на то, что недалеко от этой территории находится КАД и строящийся ЗСД, заместитель генерального директора НИПИГрад Михаил Петрович отмечает, что пока транспортная инфраструктура в этой части города все равно довольно «жидкая». Городским властям еще предстоит решать эту проблему. Равно как и находить способы расширения общественно-деловой зоны.

Помимо очевидных точек притяжения на полюсах, в последние девелоперы и урбанисты осмотрели Канонерский остров. В ближайшей перспективе он вряд ли может претендовать на центр притяжения, но, как согласились участники экскурсии, является ярким примером значительных неосвоенных территорий внутри города. По убеждению Александра Сучкова, и.о. главы муниципального образования «Морские ворота» (к которому относится данная территория), земля Канонерского острова - потенциально «золотая»: «Можно считать, что в ней зарыты клады. После преобразований она должна стоить, как в Лондоне».

Основания для оптимизма есть

Эксперты сходятся во мнении, что развитие городских окраинных локаций должно освободить исторический центр города от деловой функции. А также, по мнению В.Аврутин, разгрузить транспортную инфраструктуру, поскольку транспортные потоки в значительной мере переориентируются на реверс - из центра в пригороды. Еще одним важным аспектом этой модели является, как полагают эксперты, появление дополнительных возможностей развития общественных пространств: во-первых, вокруг деловых центров на окраинах, а во-вторых, на освобождаемых участках в центральных районах Петербурга.

Однако, для их эффективной разгрузки, помимо выведения офисно-деловой застройки, нужно решить еще проблему «серого пояса», занимающего около четверти территории районов, близких к историческому центру. Этому мешает непоследовательная политика городских властей, меняющаяся с приходом нового губернатора. Правительство Валентины Матвиенко пыталось выдавить промышленность из центра на окраины, где активно создавались новые промзоны. Нынешний же состав Смольного пребывает в нерешительности: с одной стороны, город признает необходимость вывода заводов из центра, с другой, боясь потерять «промышленные» доходы, отвергает 95% всех предложений девелоперов по этой части.

Тем не менее, в целом участники форума настроены оптимистично. Так, по мнению директора Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при президенте РФ Ирины Ирбитской, окраинные территории Петербурга, которые сейчас пребывают в «кошмарном» состоянии, безусловно, являются потенциальной площадкой для редевелопмента. Что касается борьбы со спальниками и создания более комфортной, "соразмерной человеку" жилой среды, И.Ирбитская выразила надежду, что на базе форума "Будущий Петербург" сложится площадка для «кооперации лучших специалистов и появится возможность для создания механизмов доверия между обществом, бизнесом и государством, без которого невозможно какое-либо улучшение ситуации».

Директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает необходимым изменить существующую модели развития города. «Когда едешь по глубокой городской периферии, во всех городах России видишь примерно одно и то же: плотную многоэтажную застройку, причем, почти исключительно жилую», - говорит он. «В этом мы очень здорово отрываемся от мирового опыта. Плотная жилая застройка на периферии - способ рождать транспортные проблемы, которые придется потом рассасывать десятилетиями. Ведь в отсутствие здесь рабочих мест жители многоэтажек вынуждены каждый день ездить в центр, перегружая транспорт и дорожную инфраструктуру», - поясняет эксперт. Такая практика освоения периферий представляется М.Блинкину контрпродуктивной.

Впрочем, некоторый оптимизм внушают заявления властей как Петербурга, так и Ленобласти, о том, что они прекрасно осознают эту проблему и пытаются делать все возможное для ее решения. В частности, власти обоих регионов подписали соглашение о развитии транспортной инфраструктуры в петербургской агломерации (запланировали даже строительство трех станций метро – в Кудрово, Янино и Буграх). А правительство Ленобласти объявило приоритетом создание новых рабочих мест в активно застраиваемых пригородах Петербурга.

Роман Кизыма

Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как будут устроены налоги для физических лиц с начала 2025 года
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Почему стиль управления, который привел к успеху, начинает мешать
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Уроки «белой» вороны: как Кен Айверсон привел Nucor в список Fotune500
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора