«Деньги будут перечисляться автоматом»: Петербург реформирует ЖКХ
Ответом на проблемы с уборкой петербургских улиц от снега и льда станут решительные реформы жилищно-коммунальной сферы, сказал на днях губернатор города Александр Беглов. Их вектор уже ясен — «рынок не показал своей эффективности при выполнении государственной задачи», отметил председатель Жилищного комитета Олег Зотов, комментируя предстоящие изменения в организации уборки дворов.
Поэтому Смольный принял принципиальное решение о том, что уборкой внутриквартальных территорий общего пользования (дворов, проездов между домами, пешеходных дорожек и др.), к состоянию которых и жители, и чиновники предъявляют наибольшие претензии, будут своими силами заниматься районные жилищные агентства — их реорганизуют из унитарных предприятий в бюджетные учреждения ГБУ ЖА. Таким образом, нынешние ГУЖА превращаются в обслуживающие организации, сродни клининговым компаниям, только государственные, а сам сегмент ЖКХ, связанный с обслуживанием внутриквартальных территорий общего пользования, выводится из рынка.
Эксперты не сомневаются в том, что существуют сферы жизни, которые должны быть монопольно государственными — например, полиция или армия — остается выяснить, сможет ли государство выполнить задачу лучше рынка в данном случае. Своим мнением о влиянии объявленной реформы на качество уборки внутриквартальных территорий в Петербурге поделился председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук.
Юрий Шевчук, председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый крест»:
«Если огосударствление логично и оправдано в случае уборки стратегических автомагистралей и тротуаров рядом с ними, исторических скверов и парков, то почему государственные служащие должны убирать наши дворы — мне непонятно.
Когда-то, в начале приватизации, государство постаралось передать как можно меньше «своего» имущества в собственность горожанам. Поэтому нам фактически принадлежит только воздух между стенами квартир, все остальное осталось государственным, управляемым теми или иными монополиями, дающим нам свет, тепло, воду, газ. Разве что на рынке услуг связи наметилась некоторая конкуренция — и поэтому качество услуг связи постоянно растет, чего не скажешь, к примеру, о качестве горячей воды, которое постоянно падает. Да ещё действует давно сложившийся рынок питьевой воды, где частные предприятия по качеству давно обогнали монополиста — «Водоканал». Среди моих знакомых мало осталось тех, которые пьют воду из-под крана…
«Нам фактически принадлежит только воздух между стенами квартир, все остальное осталось государственным»
Если сейчас вместо массы частных клининговых компаний, чья многочисленность гарантирует нам возможность выбора исполнителя, мы окажемся обречены на услугу «от района», то не пройдет и года, как районные ГБУ ЖА попросту перестанут нам её оказывать. А зачем, если деньги им будут перечисляться автоматом, через квитанции, как мы сейчас платим за текущий ремонт общего имущества, нередко не получая этой услуги на деле.
Вообще не понимаю, почему граждане сами не могут распоряжаться своим двором, организовывать там уборку, озеленять газоны… На самом деле, они это часто делают — в инициативном порядке. Высаживают цветы, подметают детские площадки, стыдят собачников, не убирающих за питомцами, контролируют вывоз мусора, не дают парковаться на газонах автомашинам. То есть, выполняют половину функций «старорежимных» дворников, только что камин в парадной не топят.
«Если сейчас мы окажемся обречены на услугу «от района», то не пройдет и года, как они перестанут нам её оказывать»
К сожалению, земли, окружающие дома, не принадлежат их жильцам даже в новостройках. Фактически, как и во времена Мандельштама, «мы живем, под собою не чуя страны». Если бы жителям города принадлежала бòльшая часть его территории, а государству, району, муниципалитету — меньшая, тогда было бы сразу видно, где у нас проживают настоящие хозяева. Резко бы сократился поток жалоб на плохую уборку — потому что жаловаться пришлось бы на самих себя. Никто не возмущался бы наличием дворников-гастарбайтеров — потому что сами же мы их и нанимали бы. Не было бы сосулек — потому что граждане отремонтировали бы, в первую очередь, теплоизоляцию на крышах, чтобы падающий с высоты лёд не убивал бы их и не портил их машины.
Не было бы отвалов снега на газонах (после его сброса туда с проезжей части внутридворовых проездов), который сейчас не убирается до весны, насыщаясь ядовитыми выхлопами автомобилей и превращаясь из замерзшей воды в отходы третьего класса опасности. Он потом растает, отравит газон, и надо будет менять почву, а это дороже на порядок, чем вывезти снег сразу после уборки, пока он чистый. Любой хозяин такую логику понимает.
В общем, вместо развития самоуправления и передачи ответственности за собственные дворы жильцам домов, государство пошло прямо противоположным, привычным путем — решило найти чиновника, в идеале честного, и дать ему высокоинтеллектуальное поручение: пойти побыть «пацаном на районе», лично организовывая в каждом дворе и проезде чистоту, порядок, безопасность. Вот только где найти настолько эффективных менеджеров, которые еще и согласятся на эту роль — очень большой вопрос.
«Если бы жителям города принадлежала бòльшая часть его территории, а государству — меньшая, тогда было бы сразу видно, где у нас проживают настоящие хозяева»
Хочу добавить, что надзорные функции за ГБУ ЖА тоже останутся. Так что, получившиеся бюджетные учреждения будут контролировать самих себя, но и это проблемой не считается».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Подготовил: Владимир Грязневич
Повтор публикации от 25.01.2022